03.08.2015 | 10:13

Отмечается 125 лет со дня рождения классика авангарда Константина Мельникова

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Константина Мельникова – русского архитектора ХХ века, классика авангарда, чье творчество получило мировое признание. В столице юбилейную дату отмечают масштабно: большую программу мероприятий, которые объявлены Неделей Мельникова, подготовили в Музее архитектуры имени Щусева. Запланированы лекции, фотоконкурс, кинопоказы, автобусная экскурсия. Съёмочная группа "Новостей культуры" вместе с историком культуры Сергеем Никитиным совершила пешеходную прогулку по мельниковской Москве.

В 1919 году Константин Мельников поселяется в коммунальной квартире на углу Петровки и Тверского бульвара. Она полукруглой формы, и в ней оказывается удобно. Там рождаются формы его будущих построек. Мельников отказывается от квадратов, в его воображении - треугольники, трапеции, многоугольники, цилиндры и ромашки.

"Он жил недалеко от церкви Петра Митрополита, что в Высокопетровском монастыре. Если вы посмотрите на старые фотографии храма Петра Митрополита еще до реставрации послевоенной, вы увидите, что даже расстояние между окнами у мельниковских построек очень близко тем пропорциям, которые сохранялись в тот момент в архитектуре храма Петра Митрополита", - рассказывает историк культуры Сергей Никитин. 

В нынешней Москве – порядка 13 зданий, спроектированных Константином Мельниковым. Разной степени ухоженности, частично перестроенные или нуждающиеся в реставрации, практически все используются не так, как замысливал автор. Дом культуры Русакова, построенный для работников трамвайного депо и вагоноремонтных мастерских в виде огромной шестеренки, с залом-трансформером, пожалуй, исключение. Уже скоро туда вновь будут приходить за зрелищем.

"Я записал массу воспоминаний москвичей об этом доме. Большинство людей не любили это здание, они всегда считали его зданием-уродом. В этом и состоит энергетический посыл новой архитектуры. Она начинает входить в нашу жизнь. Сегодня уже никого не удивишь такой архитектурой, а в 30-х – 40-х годах это было, как плевок, как унитаз Дюшана", - прдолжает рассказ Сергей Никитин. 

Под строительство ДК "Буревестник" для работников кожевенно-обувной фабрики был выделен очень неудобный участок – узкий, с косой линией. Никто из архитекторов не понимал, как там можно спроектировать что-то достойное. Лишь Мельников, вечно экспериментирующий с формой и содержанием, придумал длиннющий дом с круглой ромашкой. Его часто так и называют "Паровозик из Ромашково".

"Как и во всех своих постройках для людей Константин Мельников спроектировал здесь массу новшеств,  - говорит Сергей Никитин. - Главное - зал имел многофункциональное назначение: в нем можно было играть спектакли, заниматься спортом и плавать. Одна беда – центрального водоснабжения здесь еще не было, поэтому идею с бассейном пришлось видоизменить".

Насколько практичны были мельниковские хозяйственные постройки: гаражи, рынки, выставочные павильоны, настолько неоцененными остались его инженерные новшества, спроектированные в клубах. Мысль архитектора опережала время и была слишком смелой для общества. Идею трансформации пространств до конца он сумел реализовать лишь в собственном доме, который стал всемирно признанным шедевром русского авангарда.

Новости культуры