21.03.2011 | 15:40

Кинорежиссеру Виталию Аксенову - 80

Восемьдесят лет сегодня исполняется кинорежиссеру Виталию Аксенову. К своей профессии он шел долго, кем только не побывал – сельским учителем, комендантом студенческого общежития и даже… телеведущим. По-настоящему Аксенова манила профессия киноведа, но получению этого образования все время что-то мешало. Да и режиссером он стал, в общем-то, по воле случая. О том, как это произошло – юбиляр рассказал съемочной группе Рассказывают «Новости культуры».

 

Себя Виталий Аксенов называет трудоголиком – в свои восемьдесят возглавляет кафедру режиссуры, учит студентов снимать кино, пишет книги. Гостям здесь рады, но шумные компании в прошлом.

Его старт в кино едва не закончился крахом. За «Возвращенную музыку» Аксенова хотели выгнать со студии. Подвел плохой сценарий. Спасли «Семь нот в тишине» - музыкальное обозрение восторженно приняли критики, а Аксенова приняли в Союз кинематографистов. Потом были «Синие зайцы» - этнографическая экспедиция по стране. И предложение возглавить «Леннаучфильм». В лихие девяностые Аксенов стал крестным отцом криминальных сериалов. «Улицу разбитых фонарей» киноакадемик снимал не от хорошей жизни, тогда даже бомбил на машине. Эти двадцать серий снимал с чувством, толком… и даже юмором.

Потом вся страна не могла оторваться от «Ментов», а девушки сходили с ума от «Агента национальной безопасности». Аксенов к этим съемкам своих студентов привлекал – снимались в массовках, эпизодах, работали на съемочной площадке. «Это постоянная работа. Они на компьютер присылают. Работа очень жесткая, я строгий человек. Но иначе их не научить», - объясняет он.

Сам Аксенов делал несколько заходов во ВГИК. На киноведении молодому учителю литературы дали отворот поворот - с формулировкой - не знает настоящей жизни. И только в 29 лет прорвался на факультет режиссуру. Судьбу творческого конкурса решила тройка с минусом Герасимова и короткая рецензия - в нем что-то есть.

Сейчас Аксенова на съемки сериала не заманишь - и не потому, что кровь и смерть, потому что продюсеры диктуют правила игры. «Пишут мне, как снимать. Я доснял и решил больше не работать. Это оскорбительно», - говорит Аксенов.

Два его сценария, отмеченные коллегией «Мосфильма» ждут своего часа, а Аксенов - финансирования Госкино. И с горечью говорит о современном состоянии кино. «То, что показывает наше кино, неинтересно массовому зрителю», – считает Аксенов.

А ведь он знает, на что пойдет зритель. В 87-м его фильм «Как стать звездой» сорок два миллиона посмотрели. Кино о мире поп-музыки в эти годы не снимали. Аксенов работал с «Лицедеями», с Валерием Леонтьевым, с не раскрученным тогда «Секретом», музыку к фильму написал почти не известный тогда Виктор Резник.
«Пригласили Аллу Борисовну, но она передала: "Либо я я, либо все остальные". Я сказал - все остальные», - вспоминает Аксенов.

Сейчас он не только кино снимает, но и пишет книги – интеллектуальные детективы-загадки. Бился над «Тайной янтарного кабинета», потом снял документальный сериал. О произведениях искусства, вывезенных во время войны, писал в «Похищении Европы». Последняя книга - «Кто был Шекспир». В ней 57 персонажей, претендующих на роль автора прославленных пьес и сонетов – Аксенов интриговал по-крупному.

В квартире много цветов и старинных часов. Среди них особенно остро чувствуется время. «Так неожиданно, вдруг восемьдесят. Странно мне, странно», - удивляется режиссер.