21.03.2011 | 16:47

21 марта – международный день кукольника

Сегодня – международный день кукольника. Праздник, который отмечается по инициативе Союза деятелей театра кукол, появился совсем недавно – только в 2003-м году, возраст, - совершенно детский, если сравнивать с тем, когда вообще в мире появились куклы – тысячелетия назад. О марионетках говорили Платон и Аристотель, о куклах писал Омар Хайям, в XIX веке Салтыков-Щедрин утверждал – тайна куклы, из всех существующих в мире тайн – самая загадочная. Съемочная группа «Новостей культуры» побывала там, где и рождается эта тайна – в театре кукол имени Сергея Образцова.

Сколько здесь кукол – спрашивать бесполезно, точную цифру не скажет никто, здесь просто куклы – повсюду – в музее, самом большом в Европе, на сцене, где играют «Свадебку» по Чехову. И почти каждую неделю, в этих мастерских, а практически - колыбельных рождаются те, вокруг кого здесь все и крутится, - в доспехах, раненые, в китайском шелке, в кружевах.

Эти тантамарески появятся в новом спектакле образцовского театра, где будут, если и не все системы кукол, то многие точно. Одна из самых сложных – японская, театра бунраку, типичная для этой страны - кукла-оборотень, простая внешне, но под кимоно – такой скелет. На языке кукольников – механика, они как хирурги, придумывают – как согнуть пальцы, которые напоминают пальцы Фредди Крюгера, как расшевелить железные суставы.

Екатерина Образцова, режиссер Государственного академического Центрального театра кукол имени С.Образцова: « Если вы попадете на какой-нибудь фестиваль, где есть драматические артисты, и не только артисты, имеется ввиду и художники, где есть и кукольники, вы тут же отличите кукольника – потому что все они люди чудноватые, если они хорошие кукольники, слово «чудной» в моих устах это комплимент».

Системы кукол, уверен Борис Голдовский, крупнейший теоретик кукольного театра, меняются каждые 10-15 лет. Серебряный век поклонялся марионеткам, 20-ые -30-ые героем выбрали – петрушку, сейчас – время так называемых планшетных кукол.

Борис Голдовский заместитель директора Государственного академического Центрального театра кукол имени С.Образцова: «Это говорит что-то и о нашем времени если так задуматься, говорит много хорошего, безусловно, с другой стороны, говорит и о том, что, ну, скажем, управлять марионеткой - это искусство пианиста, это очень сложная работа - управлять тростевой куклой, тоже достаточно сложно, самые простые в этом смысле куклы - это петрушки и планшетные».

Работают эти куклы на столе или на паркете, их называют еще паркетными, и специфика – зритель вместе с куклой видит и артиста, который ею управляет. Научить кукловождению - сложно, актер не просто говорит за куклу, за нее ее роль проживает, хотя сам и мечтает, может быть, о другом.

Еще одна кукла – женщина, видимо, страстная, потому и движения – резкие, но лицо ее все равно будет бесстрастно, жить кукла может только, меняя позы.

Руслан Вольфсон, актер Государственного академического Центрального театра кукол имени С.Образцова: «Я не думаю о том, как у меня рука, что она должна делать, как повернуть шайбу, как наклонить, для меня просто есть герой, как будто маленький человечек живой, которого нужно как-то оживить, чтобы он был, как настоящий».

Когда неживое одушевляется, когда, казалось бы, у предмета, вдруг появляется характер, если и не волшебство, то тайна, все, кого называют кукольники, об этой тайне знают, конечно, тоже не все , но чуть больше, чем остальные.