23.07.2015 | 19:37

У Цирка на Фонтанке появится второй купол

Реставрация Большого государственного петербургского цирка близится к завершению. Это значит, что менее чем через пять месяцев, первый в России стационарный цирк, построенный в 1877 году, начнет новую жизнь. Не менее яркую, чем при итальянских отцах-основателях – знаменитой цирковой семье Чинизелли. На набережную Фонтанки уже завезены гигантские конструкции для нового купола. Теперь у старинного здания их будет сразу два.

На набережной Фонтанки в районе моста Белинского – новая высотная доминанта. Многометровую стрелу подъемного крана видно издалека: уже почти неделю стальной жираф склоняется над зданием Петербургского цирка. На прошлой неделе там приступили к самой ответственной операции: монтажу нового купола.

«Точка невозврата пройдена, те уникальные решения, которые необходимо было принять, они приняты – я имею в виду второй купол, он за собой потянул историю на полгода, когда большое количество правоведов и специалистов отслеживали эту историю – и с точки зрения расчетов правильных конструктивных, и с точки зрения законодательства», – отметил директор ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры России Александр Шабасов.

Зданию цирка уже почти 150 лет. Это памятник архитектуры: реставраторы не имеют права ни на сантиметр менять высотность и габариты строения. Нельзя разбирать и старинный стальной купол – он сам по себе памятник: в 1877 году конструкция стала первой в мире, в которой для поддержания пятидесятиметрового пролета не использовались дополнительные несущие колонны. Купол держал не только сам себя, но еще и разнообразное оборудование – вплоть до клеток для зверей во время представлений.

«Сама несущая конструкция очень сложная, как она была посчитана век назад, мы с вами, наверное, даже не предположим», – прокомментировал заместитель директора реставрационной компании Максим Орлов.

В свое время стальной купол цирка собирали вручную – об этом сегодня напоминают многочисленные заклепки и хитроумные стяжки. Но все же полтора века – это огромный срок, особенно для такого инженерного сооружения.

«Сам купол был в аварийном состоянии, и мы начали с противоаварийных работ: сняли нагрузку с существующих железобетонных плит, сделали вторую внутреннюю кровлю для отвода осадков, чтобы здание оставлять в сохранности, и, по сути, многие месяцы видели некий скелет», – рассказал Александр Шабасов.

Главный вопрос – как сохранить старинный купол, снять с него нагрузку и не лишить при этом цирк львиной доли технических возможностей? Над проблемой ломали голову многие специалисты – и решение пришло, откуда не ждали. Когда провели замеры, оказалось, что старинный купол уже давно не соответствует проектным габаритам.

Разница по высоте между современными красными балками и историческими зелеными – это не что иное, как следы времени и усталости металла. За годы существования цирка исторический купол просел более чем на два метра, а вот современный строят в точности по изначальным габаритам. Когда все будет готово, к современным красным балкам подвесят исторический купол и сохранят его в качестве реликвии.

Новый купол будет держать историческую конструкцию и все необходимое оборудование, а его габариты в точности повторят первоначальный проект. Реставраторы даже вернут цирку «изюминку», утраченную во время одной из прошлых реконструкций:

«Мы видели некое завершение на крыше не историческое, будет воссоздан облик по чертежам Кенеля. То есть это будет шпиль, купол увенчан вот таким вот элементом», – пояснил Максим Орлов.

Помимо купола у реставраторов впереди действительно титаническая работа. За 150 лет обветшали не только кровельные конструкции. Кирпичная кладка, стяжки, перекрытия, знаменитая арена – практически всё в аварийном состоянии. Шум строительной техники не смолкает здесь ни на минуту. Уже через несколько месяцев, 1 декабря этого года, Петербургский цирк должен будет открыть свои – обновлённые – двери для публики.

Новости культуры