23.07.2015 | 10:54

В Большом состоялась премьера балета Кирилла Серебренникова "Герой нашего времени"

На сцену Большого театра вышел «Герой нашего времени». Постановка Кирилла Серебренникова ещё до премьеры широко обсуждалась: никогда раньше режиссер не работал с балетными артистами. Молодой композитор Илья Демуцкий – ему всего 32 года – не писал для балетных спектаклей. А хореограф-постановщик Юрий Посохов вернулся из Сан-Франциско, чтобы работать над сюжетным балетом. От бессюжетных одноактных работ он, признается, немного устал.

Драматический режиссер, ставящий оперу или балет в Большом, – уже не новость. Только прошла премьера оперы «Кармен» Алексея Бородина на исторической сцене, как на Новой под занавес сезона Кирилл Серебренников впервые в своей карьере ставит балет.

Свежий, незамыленный взгляд драматического режиссера пал на повесть Лермонтова. По «Герою нашего времени» хореографических постановок еще не было. Ставку сделал на сюжетный балет. В нем три одноактных: сначала «Бэла», потом «Тамань» и «Княжна Мери». Под каждый балет – свой Печорин, каждый узнаваем за счет музыкальной драматургии лейт-тембров: бас-кларнета, виолончели и английского рожка.

Драматический бэкграунд режиссера сказался на жанровой составляющей постановки: не балет – спектакль. Здесь оперные голоса исполняют вокальные партии.

«В мире классического балета, который консервативен, это не встречается, а тут мы осторожно попытались это проявить, чтобы получилось единое произведение искусств, которое не делится по жанру на балет, оперу, а представляет собой единое целое», – рассказывает режиссер Кирилл Серебренников.

От балета что-то все же осталось, и это заслуга балетмейстера Юрия Посохова. В прошлом солист Большого, в настоящем известный хореограф, живущий в Америке, структуру балета он отстоял, в итоге в нем есть и пуантная техника, и адажио, и трио.

«Здесь совершенно новый дуэт – Посохов-Серебренников. В XXI веке хотелось бы больше видеть таких спектаклей, нежели формата классики. Классика жива, а новые постановки – это очень интересно, лично для меня», – делится ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко.

Благосклонность к дебютантам в Большом сказалась и на выборе композитора. Музыку для балета написал молодой петербургский композитор Илья Демуцкий. Балетными канонами отчасти пренебрег, мелодии не повторны, структуры построений не квадратны. Хотя писал партитуру мысленно, представляя движения танцоров. 

«Сама работа происходила стандартно: сижу дома, работаю за чашкой кофе, в какой-то момент протанцовываю, хотя не имею никакого отношения к хореографии, но внутренне чутье помогло», – объясняет композитор Илья Демуцкий.

Фирменный знак руки режиссера заключается в ее визуальной правдивости. На сцене - герои Кавказской войны. Действительность жизни помогли обрисовать чемпионы мира по танцам среди колясочников.

«То, что здесь сделал Серебренников, спасает балет от пересказа сюжета. Он внес метафорику, что заставляет смотреть балет с интересом», – комментирует постановку критик Майя Крылова.

«Такого балета мы не видели никогда. Впервые поставили героев Лермонтова на пуанты. Это мировая премьера, но она сделана российской группой целиком», – говорит критик Ольга Свистунова.

Восторженные отзывы публики будто намек: у этого балета есть шанс стать не только героем прошлого, настоящего, но и будущего времени. 

Новости культуры

Читайте также:

Балет в постановке Кирилла Серебренникова завершает сезон в Большом театре

Сегодня на "Худсовете". 22 июля 2015 года

Большой театр завершит сезон премьерой "Героя нашего времени"