23.03.2011 | 10:33

На "Винзаводе" - День печати

В современном мире ничто не ценится выше и не обесценивается быстрее, чем информация. Утренняя газета вечером может стать оберточной бумагой, если не окажется в руках художника. На «День печати» приглашает Центр современного искусства «Винзавод». Впрочем, выставка в галерее «Проун» отражает целый век развития искусства коллажа, известного еще в древнем Китае, но лишь в новейшую эпоху получившего новый смысл. В экспозиции – около ста коллажей культовых мастеров XX столетия, от Альберто Джакометти до Дмитрия Пригова. Объединяет работы исходный материал – фрагменты печатных текстов. Рассказывают «Новости культуры».

 

Впервые как художественное явление коллаж появился в десятые годы XX века. Считается, что первая работа в этом жанре была выполнена Пабло Пикассо, который в своем произведении в качестве материала использовал папиросную бумагу. Искусствовед Елена Куприна-Ляхович показывает работу Пониткова, выполненную в годы перестройки. «Мы видим, что автор помещает вырезку из издания с изображением Сталина в совершенно бытовой предмет – кастрюлю. И там написано: "во все"», - рассказывает она.

Для художников-концептуалистов текст имеет первостепенное значение. Книга, как компас, который указывает путь. И книга, как окно в мир. «Это - объект группы "Перцы", который представляет собой книжечку Тараса Шевченко, в которую вставлен дверной глазок, который обозначает, что мы смотрим на мир через печатное слово», - объясняет Елена Куприна-Ляхович.

«Один из сюрпризов нашей выставки, как мне кажется, важный, потому что мы здесь показываем работы европейских художников-дадаистов, которые традиционно используют коллаж, куда включают вырезки из газет, это представители европейского авангарда», - отмечает куратор выставки Марина Лошак.

Адольф Хофмейстер – один из представителей европейского авангарда. Французский дадаист чешского происхождения. Он приезжал во Францию дважды – сначала как художник, затем как посол чешской республики. Портреты французского художественного бомонда, представленные здесь, написаны уже не художником, а дипломатом. Например, портрет Марка Шагала. «Тут присутствуют животные, которые встречаются в простой деревне, откуда в общем родом Марк Шагал, но, в тоже время, тут присутствуют экзотические животные - крокодил, попугай, это показывает, что Марк Шагал вырвался из местечкового окружения, попал в другую среду», - считает куратор выставки Мария Салина.

«Для меня, как для архитектора, естественно переживания газетного текста немножко другие. Потому что я за этими строчками, размещенными горизонтально или вертикально, вижу какое-то другое пространство… Газетный лист, в зависимости от того, что ты имеешь в виду, может восприниматься и как полоски пашни, и как колючая проволока, сквозь которую нужно проникать. А текст, в данном случае, мне был не важен, это просто приметы времени – гласность и все такое», - признается архитектор и художник Юрий Аввакумов.

В свое время театру предрекали смерть в связи с появлением кино, сегодня говорят о смерти книги в связи с развитием Интернета. Но печатное слово не исчезает – напротив, приобретает больший вес. Недаром даже авторы так называемой «сетературы» мечтают увидеть свои опусы напечатанными на бумаге – старым добрым гутенберговским методом.