23.03.2011 | 11:22

В Царицыне – выставка "Труды и дни…"

Две юбилейные даты и два великих имени решили объединить кураторы новой выставки в столичном музее-заповеднике «Царицыно». Экспозиция под названием «Труды и дни…» посвящена трехсотлетию со дня рождения Михаила Ломоносова и 125-летию со дня рождения Владимира Фаворского. В 1932-м году Фаворский создал 30 гравюр для книги Георгия Шторма «Труды и дни Михаила Ломоносова». Позже сам художник называл эту работу одной из главных в своей жизни. На выставке представлены все три десятка уникальных иллюстраций в подлиннике. А историю их трудного рождения узнали «Новости культуры».

 

В этих витринах выставлены уникальные экспонаты, предоставленные семьей Фаворских-Шаховских. Здесь – коробка с рабочими инструментами мастера, штатив с лупой и подушечка с песком, сшитая женой Фаворского, для более удобной работы с гравюрной доской. Свидетели «трудов и дней» художника.

«Оба они, пожалуй, выделялись из ряда крупных личностей в своих областях. Ломоносов – как самородок, Фаворского считали самобытным, отстоящим художником при всей его университетской и европейской образованности. То же самое можно сказать о Ломоносове», - считает внук В. А. Фаворского Иван Шаховской.

К юбилею ученого библиотека Московского университета открыла свои запасники и выставила здесь самые ценные экземпляры – прижизненные издания трудов Михайло Васильевича. Среди них - «Собрания разных сочинений в стихах и прозе» 1757-го года, «Первые основания металлургии, или рудных дел» в кожаной обложке, выпущенные Императорской академией наук шестью годами позже. А рядом – «Труды и дни», датированные 1932-м годом. Книга изначально задумывалась не как обычная биография. Георгий Шторм хотел показать Ломоносова натурой страстной, ищущей и страдающей. Такая трактовка вдохновила и Владимира Фаворского.

«В иллюстрациях звучат отсылки к высоким и вечным образцам. И здесь вы можете увидеть иллюстрацию к этой книге, где Ломоносов под яблоней. Мы все знаем, что с лучилось с Ньютоном, когда он сидел в саду под яблоней. И здесь проведена такая параллель, аналогия историческая между Исааком Ньютоном и Михайло Ломоносовым», - объясняет заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царицыно» Ольга Докучаева.

Мало кто знает, что издание 32-го года художника разочаровало. Оказалось, что некоторые гравюры стоят не на своем месте, их перепутали при верстке глав. Спустя два года, по настоянию Фаворского, исправленный вариант книги переиздается таким же большим тиражом.

«Фаворский создавал книгу от начала и до конца, его интересовало все: текст, как расположены иллюстрации, величина шрифта, как выглядит суперобложка. Это такая архитектоника книги, которая в его представлении давала весомое эстетическое наслаждение от этой книги», - рассказывает заведующая Отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ Ирина Великодная.

Две творческих лаборатории – ученого и художника – в одном выставочном пространстве. И, кажется, что их не разделяют века.