22.07.2015 | 10:04

Балет в постановке Кирилла Серебренникова завершает сезон в Большом театре

Главный театр страны завершает балетный сезон мировой премьерой – "Герой нашего времени" по роману Лермонтова. Идея постановки принадлежит Сергею Филину, а воплотить её пригласили Кирилла Серебренникова – страстного поклонника лермонтовской прозы, который взял на себя обязанности и режиссёра, и автора либретто, и сценографа, и художника по костюмам. Музыку к балету написал молодой петербургский композитор Илья Демуцкий. Юрий Посохов дал каждому персонажу особый хореографический язык.

Никогда герои Лермонтова не танцевали на сцене Большого театра. До сих пор по произведениям писателя там ставили лишь оперы. Шаляпин исполнял, например, в Большом знаменитого "Демона". Плюс была опера "Бэла". Теперь три новеллы из "Героя нашего времени" заиграли и зазвучали по-новому под специально написанную музыку. Молодой композитор Илья Демуцкий каждую часть писал как отдельный одноактный балет.

"Бэла" - это какое-то некое дикое, что-то необузданное, это собственно кавказская история, черкесская. Красавица дикая и столкновение её со светским Печориным. "Тамань" мы сделали в виде сюрреалистического сна с совершенно другими красками. "Княжна Мэри" - поначалу классический, Прокофьевский балет, но там тоже происходит слом", - рассказывает композитор  Илья Демуцкий.

Илья Демуцкий и Кирилл Серебренников - в балете два дебютанта. Но работали с настоящим балетным асом Юрием Посоховым. Их пестрый тандем, говорит хореограф, родил удивительный спектакль. А ведь когда первый раз он послушал музыку, вообще не понял, как под неё танцевать!

"Дозы этой музыки я изучал шаг за шагом, получая их в Сан-Франциско, - говорит хореограф Юрий Посохов. - Это был долгий процесс изучения и там, и в зале, но к финальному состоянию я пришел к выводу, что эта музыка - одна из самых неординарных и самых незабываемых для меня в балетном мире".
 
Кирилл Серебренников в Большом театре ставил оперу "Золотой петушок". Если опера, говорит режиссер, - это кино, то балет, скорее, поэзия. Может, поэтому под каждую из новелл он подобрал отдельный солирующий инструмент. На бас-кларнете в "Бэле", на виолончели в "Тамане", на английском рожке в "Княжне Мэри" музыканты играют прямо на сцене, рядом с танцующими. Тут же поют и оперные певцы. Оказалось, сам балет становится тогда ещё ярче.

"Я был потрясен именно тому, что столкнувшись вблизи с балетом, с его жизнью, технологией, я увидел, что это искусство, которое находится на грани человеческих возможностей, - признается  режиссер-постановщик Кирилл Серебренников. - Дальше это экстремальный китайский цирк. Ты просто сталкиваешься с настоящим с чудом".

Это чудо Серебренников радикально решил не преподносить, отсюда много чудесного, иногда чудного. Как танец  огромной эффектно-уродливой куклы в "Тамани". В "Княжне Мэри" появится тренажерный зал XIX века. Затем люди с ограниченными возможностями исполнят танец тех, кто вернулся с Кавказской войны. Серебренников привлек членов сборной команды России по спортивным танцам на инвалидных колясках. 

"Каждое движение имеет большой смысл", - комментирует балерина  Светлана Захарова. Она танцует княжну Мэри в последней новелле. Игорь Цвирко – первый из трех Печориных. Его герой нашего времени в "Бэле" получился таким же надломленным, как условные скалы позади. 

"Синтез и колорит легкой лирической темы с перекликанем гор. Потом меня потрясает музыка последнего адажио, если честно. Она наполнена лирикой, драматичностью, под неё даже мурашки по коже", - говорит ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. 

Вопреки опасениям лермонтовские мотивы не просто зазвучали как никогда, в какой-то момент кажется, что это лучшее прочтение знакомых со школы сюжетов. В конце возникнет даже удивление: неужели "Героя нашего времени" танцуют впервые?

Новости культуры

Читайте также:

Сегодня на "Худсовете". 22 июля 2015 года

Большой театр завершит сезон премьерой "Героя нашего времени"