20.07.2015 | 11:22

Посетители московской выставки могут попасть "Из древности в будущее"

80 фарфоровых изделий из китайской провинции Цзянси представлены на выставке «Фарфоровый путь: из древности в будущее», которая открылась в столичном Новом Манеже. Именно в Цзянси VI-VII веках обнаружились большие залежи каолиновой глины, из которой местные ремесленники начали делать обычную посуду на каждый день – чашки, миски, вазы. Технологии совершенствовались, и со временем китайский фарфор стал цениться не ниже произведений искусства и украсил изысканные дворцовые интерьеры по всему миру.

В трех залах – вся история китайского фарфора. Во времена правления династии Юань в XIV веке мастера города Цзиндэчжэнь начали использовать подглазурную технику: сначала рисунок наносится на изделие, а потом покрывается глазурью, и при высокой температуре изделие обжигается.

«Обычно это где-то 1300 градусов, поэтому очень мало красок, которые выдерживают эту технику, в основном, это бело-голубая, это кобальт, кобальтовая краска или красно-медная – это смесь железа и меди», – рассказывает куратор выставки Татьяна Солтановская.

Позже, в XVIII веке, появилась надглазурная техника. Ее преимущество – разнообразие красок. Вазы, посуда стали желтыми, красными, синими. Появились объемные рисунки с поэтичными сюжетами – мелодия в зарослях тростника, водяные феи в скромных одеждах, счастье в голубых тонах, счастливые рыбы.

«Часто на посуде изображаются наши традиционные символы: пионы, петухи. Рыбы на вазе обозначают удачу и богатство», – поясняет сотрудник Музея провинции Цзянси Цзе У.

Чем дальше развивалось производство фарфора, тем больше появлялось смешанных техник. Некоторые сюжеты и формы заимствовали на Западе.

В современном китайском фарфоре часто встречается скульптура. Данная техника заключается в придании фарфоровой массе формы человеческих фигурок, цветов или животных.

Фигурка собаки – одна из недавних работ мастеров провинции Цзянси. Сегодня в процессе производства фарфора используются как традиционные, так и инновационные методы. Глина, техника росписи остались теми же, а вот способ обжига изменился.

«Мы используем для высокотемпературной обработки не дровяные, а электрические печи – электричество позволяет держать постоянную температуру и, таким образом, добиваться высокого качества изделия», – объясняет заместитель директора Департамента культуры провинции Цзянси Даосянь Лан.

Благодаря новейшим технологиям китайские мастера научились делать из фарфора очень прочные ножи для фруктов. Они пользуются большой популярностью. Фарфоровые изделия из Китая в столице пробудут недолго. Через месяц выставка отправится в Уфу, а потом ее увидят жители Перми.

Новости культуры