17.07.2015 | 10:56

В Коломенском можно познакомиться с "Искусством Жостова"

Деревня Жостово в Московской области славится расписными подносами. До сих пор их изготавливают по технологии, изобретенной почти два века назад. Самое страшное для художников – обвинение в повторах и заимствовании. Из домашней утвари жостовские подносы давно превратились в произведения искусства.

Вместе с этими колоритными букетами на легендарных подносах по сей день процветает фабрика в деревне Жостово, и сегодня там работают потомственные художники.

Зоя Федоровна Моисеева на открытие выставки «Царский букет. Искусство Жостова» приехала специально, чтобы показать промысел в действии. Расписывает подносы на фабрике уже 45 лет. Говорит, не наскучило ни в коем случае. Каждый – уникальный, штучный экземпляр. Ни цвета, ни цветы не повторяются! «Это моя душа, мое настроение. Все мои цветы. Потому что у каждого художника свой цвет – кто в теплых тонах работает, кто – в холодных. Это лицо художника», – делится Зоя Федоровна.

Каждый поднос на этой выставке – свидетельство очередного этапа в 190-летней истории промысла. Помимо фирменных букетов, на первых подносах в XIX веке писали, например, пейзажи. А вот соцреализм совсем попытался вытеснить цветы. На подносах советского времени – серп и молот, виды Кремля, Мичурин.

«Символ агитации, символ пропаганды – поднос, который называется «Союзные республики». Изображено их 16. Все мы знаем, что их было 15, но автору удалось запечатлеть, когда Карельская республика входила», – рассказывает куратор выставки Наталья Полонникова.

Врата в центре экспозиции художники Жостова расписывали специально для выставки 1937 года в Третьяковке. Ее устраивали, чтобы вернуть былую популярность промыслов России. Сегодня же поклонников жостовской росписи в Коломенском полные залы. Главный художник фабрики Михаил Лебедев работает на производстве 30 лет. Знает досконально, с чего начинается каждый поднос.

«Сначала это просто металлический лист. Из него – если это происходит на фабрике – путем пресса изготавливается заготовка. Если делается уникальный поднос, то мастер-коваль молотками на наковальне выковывает уникальные формы – этой традиции тоже 200 лет», – объясняет главный художник фабрики в Жостове, заслуженный художник России Михаил Лебедев.

Прежде чем поднос попадает в руки художника, металлическую заготовку обезжиривают, грунтуют, чтоб не ржавела, и покрывают слоями эмали – это столетиями отработанная техника. Из поколения в поколения передавались и секреты росписи. Кто из мастеров умудрился привнести в нее новое звучание – на этой выставке в Коломенском тоже можно увидеть.

Новости культуры