17.07.2015 | 10:15

Алексей Рыбников отмечает 70-летие

Поздравления с 70-летием принимает сегодня композитор Алексей Рыбников. Телеграмму ему направил и президент страны Владимир Путин. Своё первое произведение - балет "Кот в сапогах" - Рыбников написал ещё в детстве. Услышав его, Арам Хачатурян пригласил мальчика в свой класс музыкальной школы для одарённых детей. "Кино – творческая лаборатория для серьёзной музыки. Ищите там", - напутствовал Хачатурян ученика. Рыбников совету последовал. Но утверждает, что специально для кино музыку никогда не писал. Всегда сочинял только для себя.

В новой книге Алексея Рыбникова, вышедшей совсем недавно, история "Юноны и Авось" рассказана в деталях. Творцов-художников в 80-е годы прошлого века он сравнивает со слонами, которых гнали по узкому коридору. Правда, некоторые из них все же умудрялись делать невозможное.

"Тогда сам жанр рок-оперы не принимался, даже никто музыку не обсуждал, а просто в этом жанре нельзя было писать произведения, потому что они не укладывались в советскую идеологию", - говорит Рыбников. 

Идеологию Алексей Рыбников все же обошел. Стал писать рок-оперы. Первую из них - "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" в постановке Марка Захарова комиссия не принимала 11 раз. Зато зрители смотрели ее 18 лет. На то, чтобы увидеть на сцене "Юнону и Авось", Рыбников даже не надеялся. Не опера - настоящая идеологическая диверсия: в ней религиозные песнопения исполнялись на электронных рок-инструментах. Артисты ощущали себя первопроходцами.

"Когда появился материал "Юноны", мы ездили в Гофильмофонд, где нам первый раз показали кабаре и "Иисус - суперзвезда", это был шок для нас, а народ-то вообще ничего не знал. Мы такие были проводники культуры", - вспоминает народная артистка России, актриса театра "Ленком" Елена Шанина. 

Совместная работа Алексея Рыбникова, Андрея Вознесенского и Марка Захарова оказалась очень востребована и не только в Советском Союзе. Пьер Карден показал "Юнону" в своем Театре на Елисейских Полях, затем были Германия, Голландия и другие страны.

"После международного признания "Юноны" мне все пути были закрыты. Никаких мюзиклов, рок-опер, ничего мне не было предложено создавать и ставить. Я ушел в глубокое подполье", - говорит Алексей Рыбников. 

Но творить маэстро не перестал. В 1990-х создал свой театр. Там поставил спектакль "Мистерия оглашенных". Параллельно писал музыку для кино и мультфильмов. Среди кинолент - "Приключения Буратино", "Вам и не снилось", "Тот самый Мюнхгаузен", "Звезда". Композитор работал с Лунгиным, Хотиненко, Говорухиным, Рязановым, но с недавнего времени принципиально не пишет музыку для кино.

"Время человеческой жизни ограниченно, и если есть идеи, понимаешь,что в других проектах ты не имеешь права, я занялся только своими проектами", - признается Алексей Рыбников.  

Это не только написание музыки. Рыбников как продюсер и режиссер работает над постановкой рок-оперы "Война и мир", а уже в октябре надеется приступить к съемкам фильма "Дух Соноры" по мотивам рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".

К юбилею Алексея Рыбникова наш телеканал в 20:40 показывает программу "Линия жизни", по окончании, в 21:35, спектакль "Юнона и Авось". В воскресенье, 19 июля, в 13:15 в нашем эфире – концерт "Живая музыка экрана"

Новости культуры


Читайте также:

К юбилею Алексея Рыбникова