15.07.2015 | 10:45

В Большом театре состоялась последняя премьера оперного сезона

В Большом театре – последняя премьера оперного сезона. И снова «Кармен» – на этот раз в режиссуре Алексея Бородина, худрука Молодежного театра. За полуторавековую историю постановок шедевр Бизе прочно вошел в топ-лист самых популярных и самых заштампованных опер. Создатели этого спектакля попробовали вернуться к авторскому замыслу.

Опера «Кармен» вызвала скандал еще на премьере в Париже, и с тех пор радикальные трактовки доминируют над классическими. Из числа последних: в Большом, на новой сцене – авангардная «Кармен» Дэвида Паунтни. Ей на смену режиссер Алексей Бородин – на исторической – предлагает более классический вариант.

«У меня не было задачи сделать что-то наоборот или еще как-то. Просто максимально быть искренним. Эта опера – о любви во всех смыслах: о любви к женщине, к свободе, к самоутверждению человека – это важно».

На счету Алексея Бородина всего один оперный спектакль «Отелло» – «Кармен» идет под номером два. Впрочем, бэкграунд драматического режиссера пригодился и здесь. 

«Работать с драматическими режиссерами всегда приятно, потому что они видят в певцах тот потенциал, который мы не видим в себе, будучи увлеченными вокалом», – делится исполнитель партии Эскамильо, солист Большого театра Эльчин Азизов.

Ставку на оригинальность интерпретации дирижер постановки Туган Сохиев не делал. Лишь обратился к партитуре и снова и снова, будто в микроскоп, разглядывал нюансы и штрихи, расставленные композитором. 

«Мы долго очень работали, чтобы эта опера как можно ближе звучала к французскому стилю. Французскую музыку нельзя исполнять так, как мы исполняем Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Вся французская музыка состоит из нюансов», – комментирует дирижер-постановщик Туган Сохиев. 

Визуально – традиционно решена и сценография: «омоложения» оперы Бизе не случилось. Костюмы и декорации приближены к испанскому колориту времен Бизе. В партии Кармен – Агунда Кулаева. Когда-то на этой сцене босиком танцевала Образцова, решениями оперной дивы Агунда не воспользовалась: с помощью вокала и жестов подчеркивает национальный темперамент своей героини. 

«Мы поменяли всю пластику всего нашего образа, научились испанским движениям танца фламенко, научились танцевать фрагменты арий, двигаться, смотреть», – рассказывает исполнительница партии Кармен, солистка Большого театра Агунда Кулаева.

Как выглядела Кармен в разных постановках оперы на сцене Большого, можно узнать, заглянув в парадные залы Исторической сцены. Костюмы Образцовой, Архиповой, Синявской и не только. Здесь представлены и эскизы декораций из разных спектаклей. 

За сто с лишним лет Большой театр ставит «Кармен» вот уже в десятый раз. И время авангардных постановок этой оперы, похоже, закончилось. Теперь в тренде – классическое прочтение сюжета.

Новости культуры

Читайте также:

Новую "Кармен" представят в Большом театре