14.07.2015 | 15:11

В Эрмитаже предлагают открыть "Космос в чайной чашке"

Английский поэт Уильям Блейк считал отличительной чертой философа умение видеть великое в малом – «небо в чашечке цветка». Примерно так же поступают и японцы: постичь самого себя помогает чашка чая, в которой заключен целый космос. «Космос в чайной чашке» – так называется выставка в Государственном Эрмитаже. Это первая в России выставка керамики Раку. Она создается для особо медитативного ритуала чайной церемонии и являет важную часть духовной культуры Японии.

Выставка в полутьме. Лишь несколько лучей света падают на глиняные чашки. В японской традиции чаепитие – больше, чем просто церемония. Ритуал, где каждая чашка, как вселенная в ладонях.

«Один человек заваривает чай для другого человека, и тот человек, для которого сделали этот чай, берет красивую чайную чашку и, испытывая благодать к тому, кто ее заварил, сделал этот чай, выпивает его, а потом смотрит в эту чашку, рассматривает ее», – объясняет куратор выставки Мацубара Рюити.

Первая в мире квадратная чашка – такую форму придумал японский мастер Тедзиро, основатель гончарной династии Раку. Именно он первым в Японии отказался от китайских и корейских сервизов и в 1535 году начал выпуск особых чашек черного и терракотового цветов.

«Они были своего рода новаторскими. Нам с вами может показаться – что тут новаторского? Простые чашки, которые, казалось бы, ничем не примечательны, но они были новаторскими, потому что это был отход сознательный от декоративности, от яркости до сих пор использовавшихся изделий», – рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Арапова.

Тедзиро отказался от чайных ложек, блюдец, чайников: чай заваривали прямо в чашке. Мастер чайной церемонии Сэн Рикю считал, что именно такие простые, почти аскетичные изделия настраивают человека на философский лад. В Японии до сих пор пьют из таких чашек. Их производят потомки Тедзиро, которые сегодня носят фамилию Раку.

Для изготовления этих чашек мастера династии Раку используют редкий вид глины, которую добывали в окрестностях города Киото. Керамику покрывают особой глазурью – ее состав держат в секрете. Тайну передают из уст в уста, от отца – к сыну.

И так на протяжении уже пяти столетий. Каждая чашка – ручной работы. Мастера не используют гончарный круг, лепка дает асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия. На поверхности – сетка трещин, растекшаяся глазурь. Иллюзорная безвкусность – на грани изысканной простоты и явного брака. В этой продуманной небрежности и таится прелесть керамики Раку.

Новости культуры