25.03.2011 | 10:07

"Пер Гюнт": "Ленком" представляет первую весеннюю премьеру

«Ленком» представляет первую весеннюю премьеру – «Пер Гюнт», по одноименной драме Генрика Ибсена. Одна из самых знаменитых в мире пьес не задумывалась как пьеса – классик норвежской литературы сочинял лирическую поэму и главного героя писал с самого себя. Но лишь на сцене «Пер Гюнт» ожил и пережил массу трактовок. Режиссер Марк Захаров заказал новый перевод пьесы, разработал новую сценическую композицию и назвал постановку «музыкальным, пластическим и драматическим произведением синтетического жанра». Рассказывают «Новости культуры».

 

Неподъемного Ибсеновского «Пера Гюнта» Захаров переделывал сам. Несколько месяцев работал над инсценировкой. Год репетировал. Теперь даже непонятно, что на сцене от Ибсена, что – от режиссера. «Вы знаете, я конечно, запутался. Я сейчас не могу сказать, что, где Ибсен, где мой замечательный сопостановщик – Олег Игоревич Глушков, которого я открыл как режиссера», - говорит режиссер, народный артист СССР Марк Захаров.

Крайне редкая для Марка Захарова практика – он привлек для постановки второго режиссера. Хореографические – еще студенческие – работы Олега Глушкова Захаров видел в ГИТИСе. Тогда же приметил в нем режиссерское мышление. И вот – первый общий спектакль, в котором Глушков делал хореографию. И не только.

«Очевидно, что Марк Анатольевич больше занимался текстом, я больше занимался движением. Но как-то раздельно мы не репетировали. На каждой репетиции мы были вместе. Поэтому несем равную ответственность за это дело», - рассказывает Олег Глушков.

Пер Гюнт – новый тип героя, сформировавшийся на стыке XIX-XX веков. Неплохой, нехороший, неоднозначный. Блудный сын, вечный скиталец, он дерзок и отважен, притом себялюбив и несдержан. Всю жизнь бродит по свету, следуя искушениям и удовольствиям. В итоге теряет все, что любит. А заодно и себя самого. Захаровский результат – происходящее на сцене иронично, философски, но при этом задорно и весело.

В исполнителе главной роли Захаров был уверен с самого начала. Антон Шагин оказался идеальной кандидатурой. Об актере впервые заговорили после фильма Валерия Тодоровского «Стиляги». На сцене «Ленкома» он уже сыграл Лопахина в «Вишневом саде» - предыдущей захаровской премьере.

Общее между собой и персонажем молодой актер Шагин видит в большом количестве внутренних вопросов, прежде всего, к себе.

«Очень много вошло от репетиционного периода в спектакль именно импровизаций, которые мы не зафиксировали, но именно наметили. Что вот по этой траектории будем идти, но можно и влево, и вправо. За это я благодарен – большое счастье, что можно импровизировать. И привносить что-то свое. Для меня это важно и ценно – с режиссерами находится в диалоге, в соавторстве. По-другому не могу», - объясняет актер Антон Шагин.

Партнеры Шагина по сцене – Александра Захарова, Сергей Степанченко, Виктор Раков и совсем молодые актеры Ленкома. Многонаселенное пространство спектакля полно норвежскими крестьянами, мифологическими троллями, роковыми красавицами. Хореография, без которой не обходится почти не одна постановка Ленкома, в «Пере Гюнте» - особенно яркая.

«Хотелось бы, чтобы движение здесь было неким дополнительным объемом, который необязательно договаривал слова, а, может быть, и договаривал то, чего нет в этом тексте. То, чего нет у Ибсена», - отмечает Олег Глушков.

По словам Захарова, у него получилась философская фантазия с элементами фольклорных мотивов. Когда Ибсен писал своего «Пера Гюнта», уходил романтический XIX век, наступал бурный XX. В начале века XXI на сцене «Ленкома» Марк Захаров смещает ибсеновские акценты, чтобы поговорить о том, что на самом деле сегодня волнует режиссера.

«Мне хотелось поразмышлять на печальную тему – что жизнь человеческая коротка. Ее очень трудно прожить со смыслом, поймать этот смысл, понять, что это за смысл. Может, это профессия, творчество, музыка, медицина – все, что угодно. Но надо очень бережно относиться к каждому дню», - признается Марк Захаров.

Читайте также: На сцену московского "Ленкома" впервые выходит "Пер Гюнт"