21.07.2015 | 15:32

Календарь. 21 июля 2015 года

2370 лет назад, 21 июля 356 года до нашей эры, молодой житель Эфеса по имени Герострат, желая прославиться, поджег одно из семи чудес античного мира – храм богини Артемиды.
Наказанием стала смертная казнь и приказ о полном забвении преступника. Специальные глашатаи долгое время разъезжали по Греции с речью: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды».
И только древнегреческий историк Феопомп описал этот случай, сохранив для потомков запретное имя. Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, «славу Герострата».
«Сильнее богов – наглость человеческая», – восклицает много столетий спустя герой пьесы Григория Горина «Забыть Герострата!». «Человечество в своём развитии, – говорил драматург, – явно ходит по кругу, настойчиво наступая на одни и те же грабли и даже вилы. Мне хотелось постичь законы этого бессмысленного движения в никуда...».
Эфес 356 до н.э.

Ровно семь столетий спустя, 21 июля 365 года, землетрясение частично разрушило еще одно из семи легендарных чудес света древнего мира – знаменитый маяк на острове Фарос у берегов Александрии.
Построенный в III веке до нашей эры, Александрийский маяк представлял собой гигантскую мраморную башню высотой 180 метров, на вершине которой непрерывно поддерживался огонь.
Еще раз маяк сильно пострадал от землетрясения 400 года и был окончательно уничтожен землетрясением 1375-го.
Фарос 365

Он родился на Украине, в городе Кременец. Вскоре его семья эмигрировала в США. Первые уроки музыки он брал у своей матери.
В восемь лет научился играть на скрипке, а уже в 16 впервые выступил с симфоническим оркестром Сан-Франциско.
Его девизом были слова: «скрипка для музыки, а не музыка для скрипки». Отвергая «самовлюбленную виртуозность» эпохи романтизма, он выработал новый стиль «интеллектуального диалога» с публикой.
95 лет назад родился Исаак Стерн – американский скрипач, один из лучших музыкантов XX века.
Исаак Стерн 1920 – 2001

«Биография... – мучительно вспоминал он. – Я не очень-то помню мою биографию. Что моя биография?... Обернулся – вижу старость. Это я ощущаю мои 63 года… Все знают, что у меня три родины. Я родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении...».
О нем говорят: «человек-театр», «человек-оркестр», «человек-катастрофа», «последний гений кино ХХ века». И добавляют – «самый несерьёзный из всех гениев… вся его жизнь — одна гениальная мистификация».
Список его шедевров исчезающе мал. «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб».
И в каждом кадре – ожившая картина. Ржавая земля ассирийского царства, сиреневые горы Армении, золотая арфа сказочника. Чёрный лебедь, кричащий демоном. Белый лебедь, кричащий ангелом. Лиловые гранаты и чёрно-белые фрески Киева. И последний кадр – сцена похорон в собственном дворе для незавершенного фильма «Исповедь».
21 июля – день памяти кинорежиссёра Сергея Параджанова. Его жизнь окончилась в Ереване 25 лет назад.
А вскоре в Россию пришла телеграмма: «Мир кино потерял одного из своих магов-волшебников». И подписи: Феллини, Антониони, Бертолуччи, Мастрояни, Мазина, Моравиа.
Сергей Параджанов 1924 – 1990