25.03.2011 | 10:51

Японские актеры показывают спектакль на сцене театра ГИТИС

Притчевый характер действия, лаконичность формы и пристальное внимание к нюансам внутренних переживаний героев – главные черты японского театра Но. Они же присущи и спектаклю «Свет. Портрет», который актеры из Страны восходящего солнца покажут сегодня на сцене учебного театра ГИТИС. В том, что сценическая традиция, ведущая свою историю с XIV века, может быть современной – убедились «Новости культуры».

 

Если спросить у самих японцев – что же такое театр Но, точно никто не ответит. Для западного человека театр Но – это, прежде всего, маски. Поэтому Рэйдзиро Цумура, мастер, который является «живым национальным сокровищем Японии в области театра Но» – есть в стране такая официальная должность, показывает нам маски.

«Эта маска участвует в спектакле «Киецунэ». Обычно японские мужчины забирают волосы в хвост, а перед боем распускают волосы, но, чтобы они не мешали, завязывают их белой лентой. Есть вообще разные маски, если эту маску наклонить – получится более суровое выражение лица, - показывает Рэйдзиро Цумура. - Женская маска, у нее черные зубы, раньше считалось, что это очень красиво, женщины обычно наклоняют голову немного вниз».

Театр Но полон условностей и тончайших оттенков эмоций, актерам для этого, порой, совсем немного нужно – на аскетично убранной сцене даже небольшое движение сообщает зрителю море информации. Японскому зрителю. Потому что в форме европейской кондовой психологии такое описать невозможно.

История и традиция театра Но насчитывает много веков, но в стиле Но создаются и современные постановки, и ничто не мешает музыканту выходить с Лениным на футболке - так уж придумал хореограф специально для московского представления. Сато Кенсако в Японии называют «человеком, избранным японскими барабанами», про барабаны он действительно знает все, но вопрос – что же такое театр Но, приводит его в замешательство.

«Это искусство, в котором нет ничего лишнего, не путайте с примитивным искусством. «Как и в любом сценическом искусстве, зрителю нужно открыть сердце для восприятия – кто-то может долго готовиться перед приходом в театр, читать книги, а кто-то может просто прийти и посмотреть», - объясняет Кенсаку Сато.

Кроме спектакля японские актеры дают мастер-класс студентам ГИТИСа – объясняют символику театра Но и рассказывают самое интересное о таком неуловимом Но.