10.07.2015 | 11:08

В Институте реставрации стартовала выставка "Спасти и сохранить"

«Спасти и сохранить» – экспозиция с таким названием открылась в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. В ней собраны лучшие работы выпускников Суздальского художественно-реставрационного училища – единственного в стране учебного заведения, которое готовит реставраторов по восьми специализациям. Участники выставки не только дарят вторую жизнь предметам искусства, но и возрождают утраченные технологии. И даже инструменты для работы изготавливают сами, изучая секреты старых мастеров.

Старинные иконы, предметы быта, кованые изделия, одежда, редкие украшения – реставраторам под силу дать второе дыхание любому диковинному предмету прошлого. В Суздале – городе мастеров и мастериц – как нигде известны самые секретные рецепты старых искусников. В Художественно-реставрационном училище студенты, работая с камнем, деревом, текстилем, металлом, не только восстанавливают музейные памятники, но и создают собственные произведения искусства. Диапазон работ: от вышивки хевсурского костюма до кованых скульптур.

«Каждый год – это какой-то свой выбор. Например, в последней реставрации была замечательная коллекция оружия, прекрасная коллекция, это было огнестрельное оружие разных времен, это было холодное оружие с различной декоративной отделкой», – делится реставратор высшей категории по металлу Марина Шемаханская.

Подобная совместная выставка – Художественного-реставрационного училища и Научно-исследовательского института реставрации проходит уже в третий раз. Институт не только предоставляет площадку для экспозиции, но и активно участвует в жизни учебного заведения. На протяжении всех тридцати пяти лет его существования ведется совместная научная работа. За это время выпущено более тысячи реставраторов.

«Мы готовим специалистов в соответствии с современными требованиями научной реставрации, а это возможно только при таком симбиозе науки и производства. Каждая наша реставрационная специализация, существующая в нашем учебном заведении, с начала возникновения работает при научно-методическом и практическом, так сказать, контроле», – говорит директор Суздальского филиала СПбГИК Маргарита Виткина.

Одна из главных задач – при восстановлении старинной вещи сделать следы реставрации незаметными. Иначе может потеряться информация о материале и технике его изготовления, и вещь превратится в новодел. В училище даже существует предмет – реставрационная этика, который определяет предел допустимого вмешательства во время восстановления.

«Нужно знать очень хорошо именно технологические процессы старые, то есть, какими методами это произведение было создано, и чем более близкими методами вы его реставрируете, тем более корректная реставрация получается. Наша основная задача – это все-таки не навредить», – объясняет директор ГосНИИР Дмитрий Антонов.

Проверка студентов на умение не навредить предметам старины – часть выпускного экзамена. Представленные на выставке отреставрированные иконы XIX века – дипломные работы выпускников училища.

Новости культуры