08.07.2015 | 19:10

Гильдия кузнецов обеспокоена оформлением улиц Петербурга

Среди многих достопримечательностей и украшений Санкт-Петербурга особое место занимают изящные кованые детали городской архитектуры. Ограды, ворота, козырьки – все они являются неотъемлемыми деталями или даже самостоятельными художественными решениями, как, например, знаменитая ограда Летнего сада. Но далеко не все современные кованые изделия представляют собой художественную ценность. 

Загородный проспект. В этом доме с 1914 года жил Григорий Распутин – в большой квартире на третьем этаже. Недавно в арке установили новые ворота. Грубая работа – явный диссонанс с архитектурой. Не говоря уже о цвете – краска характерна для военных кораблей.

«Аналогичная работа могла быть уместна только лишь на правом берегу Невы, здание называется Кресты. Вот там в десятку. И цвет, и тектоника, и структура, и уровень знания истории искусств и стилистики. В данном случае, это антиискусство», – убеждён президент Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Валерий Галкин.

Валерий Галкин – народный художник России. Мастер старой петербургской школы. На улице Белинского показывает несколько объектов. Железные скамейки. Типичный пример, когда у заказчика есть деньги, но нет вкуса. Или козырьки: когда нет ни денег, ни вкуса.

Тревожная тенденция. Всё чаще заказы получают люди с низким уровнем знаний по истории искусств, не говоря уже о профессиональных навыках. Поэтому на доходных домах и появляются такие черепичные козырьки, которых на Фонтанке никогда не было и быть не могло. В Академии имени Штиглица, основанной ещё в XIX веке, учат так, как учили мастеров знаменитого завода Сан-Галли.

«То есть здесь мы ничего нового не изобретаем. Мы берём и просто делаем так же, как делали раньше. Задание студентов второго курса на том и строится – они должны изучить стилистику и приёмы кузнецов того времени», – рассказал и.о. заведующего кафедрой художественной обработки Эдуард Фокин.

Металлический декор всегда считался важнейшим элементом архитектурного пространства Петербурга. Именно здесь работали лучшие мастера.

До революции ни один мастер не имел права выставить металлическое ограждение на всеобщее обозрение без разрешения специальной комиссии. Тогда было так: император лично объявлял конкурс, в котором принимали участие знаменитые мастера. Таким образом в Петербурге появлялись замечательные шедевры, такие как, например, кованая ограда Михайловского сада, выполненная на заводе Карла Винклера.

Сейчас за металлодекором – воротами, козырьками, решетками, перилами – следят сотрудники Комитета по градостроительству и архитектуре. Именно там каждый заказчик согласовывает художественную ценность проекта.

«Понимаете, ведь откровенную халтуру мы не допускаем. И если устанавливается что-то некачественно сделанное – без нашего участия делают», – пояснил главный художник Санкт-Петербурга Александр Петров.

Если в старинных особняках будут и впредь устанавливать такие ворота, то город действительно очень быстро потеряет свою самобытность. Останутся лишь старые фотографии, где красота архитектуры в неизменной гармонии с декором решеток и фонарей.

Новости культуры