08.07.2015 | 10:59

Константину Райкину исполняется 65 лет

Сегодня Константин Райкин отмечает 65-летие. Диапазон его творчества необычайно широк: он уверенно существует и в комедии, и в драме, и в трагедии, и в гротеске. Каждый его выход на сцену – это триумф актерского искусства: мощного, глубокого, захватывающего своей энергией. Художественный руководитель театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств, актер, режиссёр, педагог, лауреат множества премий уверен: «В театре нет ничего серьезнее, чем успех». И он не устает это доказывать.

C чемоданом в руке – не с поезда и не с самолета – так Константин Райкин всегда приходит в «Сатирикон». Признается: когда работаешь в режиме нон-стоп, все должно быть под рукой. Только что он выпустил премьеру своего спектакля «Все оттенки голубого», а сейчас репетирует новую роль в постановке «Человек из ресторана». Он привык смотреть все время вперед.

«Мне, наверное, много лет считается, но, знаете, возраст – это не арифметика, это высшая математика. Я считаю себя молодым человеком. Я нахожусь на дистанции – у меня нет времени ощущать пафос момента», – делится народный артист России Константин Райкин.

Его директорский кабинет больше напоминает сказочную пещеру с сокровищами. Здесь знаменитое кресло отца – Аркадия Райкина, коллекция венецианских масок и картин, комод в виде Контрабаса – подарок за роль в одноименном спектакле.

«Я этим театром живу, а не руковожу», – признается Константин Аркадьевич. У «руля» «Сатирикона» он более двадцати пяти лет, и, кажется, сотворил невозможное: преобразил бывший кинотеатр в Марьиной роще в настоящий театральный оазис. В его стенах в разное время ставили Роман Виктюк, Петр Фоменко, Валерий Фокин. Сейчас основа репертуара – спектакли самого Константина Райкина.

В «Сатирикон», который в те годы назывался «Театр миниатюр», Константин Райкин пришел в 1981 году. До этого – десять лет работы в «Современнике» и тридцать восемь ролей, из них пятнадцать – главных. На сцене «Сатирикона» он сыграл Гамлета, Ричарда Третьего, Короля Лира. Ему подвластны персонажи разных эпох, возрастов и темпераментов.

«Человеку бывает от себя стыдновато рассказывать о себе, поэтому ему нужна толщинка, или грим, или речевая характерность, чтобы более бесстыдно, обнаженно рассказать о себе в форме некого прикрытия, чтобы более пронзительно рассказать, поэтому перевоплощение меня очень интересует», – объясняет Райкин.

В кино Константин Аркадьевич сейчас не появляется. Говорит, жаль времени на съемки, когда столько собственных замыслов. Зато с удовольствием вспоминает ранние работы: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Остров погибших кораблей», «Много шума из ничего» и, конечно, искрометную роль в «Труффальдино из Бергамо».

«Даже роли в комедиях даются через огромный труд», – признается Константин Райкин. В «моцартовскою легкость» он вообще не верит, говорит: «Если работа идет, значит, это уже было оплачено тройной ценой». Этому он учит и молодых актеров – своих студентов. И сам остается любознательным учеником.

К юбилею народного артиста России Константина Райкина смотрите на нашем канале в 11:15 спектакль театра «Сатирикон» «Король Лир», в 20:50 – документальный фильм «Один на один со зрителем». А по его окончании – спектакль «Ричард Третий».

Новости культуры