07.07.2015 | 15:40

К юбилею Алексея Рыбникова

17 июля юбилей отмечает композитор, народный артист России Алексей Рыбников. В этот день на телеканале «Россия К» – программа из цикла «Линия жизни» (20:40), телеверсия спектакля «Юнона» и «Авось» (21:35). 19 июля в 13:10 смотрите на нашем телеканале концерт «Живая музыка экрана».

Алексей Рыбников – автор первых отечественных рок-опер «Юнона» и «Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», совершивших переворот в российской рок-музыке, а также песен к кинофильмам «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Красная Шапочка», «Вам и не снилось», «Звезда». На его счету - инструментальные произведения, балеты и оперы. «Можно играть хоть носом, хоть чем, но нужно заразить слушателя своей музыкой, своими эмоциями», – это наставление учителя композитора Арама Хачатуряна стало для Рыбникова одним из главных правил в творчестве.

В программе «Линия жизни» (17 июля, 20:40) Рыбников рассказывает о своем детстве, поступлении в Центральную музыкальную школу, вспоминает историю создания опер и работу над фильмами «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», спектаклями «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось». Звучат фрагменты его «Оперного дома» в исполнении хора и оркестра театра Алексея Рыбникова. Включены сцены из телеверсий спектаклей и кадры из фильмов, музыку к которым написал композитор.

«Моя линия жизни началась с жуткой катастрофы, – такими словами начинает свой рассказ Алексей Рыбников. – Меня повели на вступительные экзамены в музыкальную школу, где я с треском провалился. Не смог ни спеть, ни простучать ритм, все сочли, что у меня нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма». И только благодаря настойчивости мамы, которая отвела Рыбникова в Гнесинский институт, где с ним два года занимались студенты, он потом сразу поступил в 3-й класс Центральной музыкальной школы для одаренных детей. В ЦМШ в то время учились Николай Петров, Владимир Спиваков, Владимир Крайнев, Олег Коган.

«Дальше все было, в общем-то, как в сказке, – продолжает композитор. – С отличием оканчиваю ЦМШ, поступаю в Консерваторию, заканчиваю с отличием Консерваторию, поступаю в аспирантуру, исполняются мои симфонические произведения в Большом зале Консерватории, все относятся ко мне крайне серьезно, как к симфоническому композитору».

В какой-то момент Рыбников почувствовал, что для него в симфонической музыке наступил кризис: «Очевидно, это был не только мой тупик. Это был кризис вообще музыкального языка того времени, конца XX века. Когда гармония и музыка стали распадаться на отдельные звуки, на абсолютно точное состояние распада, разложение психики... Я почувствовал, что умею сочинять мелодии, и моя душа, мое сердце, конечно, там. Вызывая неодобрение консерваторских учителей, я начал писать музыку для кино и увлекаться рок-музыкой».

Несмотря на признание и славу, в жизни Алексея Рыбникова не все было гладко. Были и запреты со стороны власти, и обвинения в идеологическом несоответствии советскому обществу, и настоятельные советы для его же блага написать оперу чуть ли не про Павку Корчагина. Но Рыбников всегда делал лишь то, что хотел, и сумел остаться самим собой. Ведь главным кредо композитора всегда была фраза: «Если хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе».

17 июля в 21:35 в рубрике «Спектакли-легенды» будет показана постановка Марка Захарова «Юнона» и «Авось» с участием Николая Караченцова, Елены Шаниной, Александра Абдулова.

19 июля в 13:10 в честь Алексея Рыбникова – концерт «Живая музыка экрана» с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии. Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Скрипка. Солист – Дмитрий Илларионов (гитара). Принимают участие артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова.

Пресс-служба телеканала «Россия К»