30.08.2012 | 10:21

Выставка сатирической графики Наполеоновских времен открылась в Москве

Великая победа, великие полководцы, битва великих народов. Самыми превосходными эпитетами награждают годовщину победы в Отечественной войне 1812-го года. Авторы выставки в столичном Литературном музее не стали делать исключения. Правда, их экспозиция называется «От великого… до смешного». В ее основе – карикатуры на Наполеона и его войско. В пяти залах представлены работы мастеров политической карикатуры России, Англии, Германии и Франции. Рассказывают «Новости культуры».

«От великого до смешного» в этой экспозиции буквально один шаг. Стоит ступить из первого зала с портретами героев войны 12-го года в те, где выставлены карикатуры российских и западноевропейских художников.

«Наряду с литературными материалами, иллюстративными, у нас оказалась коллекция графики, сатирической графики, – рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного литературного музея Елена Михайлова. – Она – единственная».

Здесь у каждого зала – свой, национальный колорит. Английская карикатура на Бонапарта – особенная: так, как изображали Наполеона англичане, не изображал больше никто. Основания – существенные: еще будучи консулом, Наполеон мечтал уничтожить Англию. В работах британских художников высмеиваются манеры, характер и внешний вид императора.

«Мы видим Наполеона – маленького, такого смешного, в громадной шляпе в большой шляпе, такого карлика забавного, – говорит куратор выставки Нателла Топурия. – Но впервые такой образ Наполеона-карлика начинается с конца XVIII века, и первый, кто его создал – Джиллрей».

Эстафету английских карикатуристов переняли художники-выпускники Санкт-Петербургской академии художеств – Венецианов, Иванов, Мартынов. Акцент – на героизме русского народа. Графика немецких художников – без злого гротеска и сарказма. Наполеон здесь неуклюжий бюргер, попадающий в смешные ситуации.

«В изгнании на острове святой Елены, Новый Робинзон, бедный Наполеон. Причем, если англичане никогда не стремились к портретному сходству, а просто издевались над Наполеоном, то тут – портретное сходство, мы всегда узнаем Наполеона, –рассказывает Нателла Топурия. – Он сидит, вокруг крысы, бегают, зонтик».

Изящный клоун, балансирующий над пропастью, фокусник – так изображали Бонапарта французские художники. Здесь Наполеон на сломанных ходулях пытается удержать пространство от Испании до России, а рядом – гравюра «Восемь эпизодов из жизни Наполеона» – обо всех рассказывает шляпа, в ее взлетах и падениях биография Бонапарта.

Все материалы темы>>>