30.08.2012 | 10:30

Коллекция Музея крестьянского быта представлена в бизнес-школе "Сколково"

На 13-й Международной биеннале в Венеции, собравшей сотни архитекторов со всего мира, определяют лучших. Проект «Сколково», представленный в российском павильоне, жюри биеннале отметило специальным призом. К слову, в этом году российский павильон – пока – один из самых посещаемых. Интерес вызывает и то, что происходит непосредственно в самом наукограде в Москве. А там, вдали от Венеции, в стенах бизнес-школы «Сколково» открылся новый музей. Рассказывают «Новости культуры».

Футуристический фасад бизнес-школы Сколково, возможно, когда-нибудь тоже разберут на экспонаты. Пока же он не стал музейной ценностью, здесь обосновался необычный музей.

Все экспонаты найдены в экспедициях по деревням русского севера – Архангельской и Вологодской области, а также республики Карелия. Коллекция включает порядка 3000 предметов крестьянского быта середины XIX – начала XX веков. Начиналась она с нескольких прялок. В старину их использовали не только по назначению, но и в представительских целях.

«Вставляли, например, зеркало в прялки – это считалось таким достижением, то есть продвинутая была девушка, – рассказывает искусствовед Юлия Терехова. – Или если на прялке была написана фамилия, имя, отчество девушки – тоже считалось, что она какая-то особенная, выделяющаяся».

Природа русского севера не отличается буйством красок, поэтому крестьяне там издревле расписывали свои избы. Для выполнения работ звали местных иконописцев.

«Роспись была довольно дорогим удовольствием, и позволить это могли далеко не все, – отмечает реставратор Александр Пахунов. – Поэтому люди стремились получить результат, который радовал их довольно долго».

Весь музей – это пока одна стена и две инсталляции из прялок и сундуков. Отдельного помещения у музея нет. Символично: культура крестьянского быта сегодня также существует лишь виртуально, в виде группы по интересам в социальных сетях и в виде открытой коллекции.

«Не секрет, что деревня вымирает и вымирает она там, где нет работы, – говорит Юлия Терехова. – И, к сожалению, действительно, можно ходить неделю подряд и не встретить ни одной жилой деревни».

Недавно Юлия Терехова на собственные средства выкупила в саратовской области разваливающийся крестьянский дом. Его росписи, датированные началом ХХ века, потрясли исследователя народной культуры. В селе Хохловка теперь появилось еще одно рабочее место – сторожем дома со львом стал один из местных жителей, а новая хозяйка дома тем временем ищет средства на его сохранение и реставрацию.