02.07.2015 | 10:50

История российско-датских отношений оживает в "Царском Селе"

В «Царском Селе» проходит масштабная выставка, посвящённая истории российско-датских отношений. Посетители могут увидеть настоящие шедевры из коллекций исторического музея замка Фредериксборг, Эрмитажа и музея-заповедника «Петергоф». В экспозиции – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, мебель и фотографии.

В 2016 году исполнится 300 лет историческому визиту Петра Первого в Копенгаген. Петр стал первым русским царем, посетившим Данию. Он шокировал европейцев своими манерами, одеждой и фанатической тягой ко всему научно-техническому.

Осталось много воспоминаний об этом визите, очарованные личностью Петра датчане появлялись при русском дворе и раньше. «Есть воспоминания господина Юля Юста, который был в Петербурге в 1703, 1709 и 1711 годах. Есть воспоминания о Петербурге, о первых днях Петербурга. Для нас это было приятной неожиданностью», –признается заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по науке Ираида Ботт.

Если дружба России и Дании в начале XVIII века диктовалась наличием общего врага – Швеции, то ко времени прихода к власти Екатерины, Дания вполне могла перейти в разряд наших противников, Петр Третий рассматривал возможность похода на датчан с целью возвращения готторпских земель. Екатерина пресекла это начинание и завязала дружбу с королевой Юлианой-Марией, ставшей настоящим европейским двойником русской императрицы. Они родились и умерли в один год, переписывались 16 лет и при этом никогда не встречались. Юлиана заказала для Екатерины так и оставшийся в Копенгагене знаменитый сервиз «Флора Даника». Фарфоровый гербарий демонстрировал изображения всех растений Датского королевства. Пик монархических отношений двух стран пришелся на вторую половину XIX века.

«Не надо забывать, что в жилах Николая Второго было 50 процентов датской крови, и уже это является поводом, чтобы взглянуть дружелюбно на Данию, присмотреться к ней и попытаться понять ее искусство, историю, во многих местах общую с нашей», – считает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Значительный раздел выставки посвящен паре Александр Третий –  Мария Федоровна. Первоначально датская принцесса была невестой цесаревича Николая Александровича, скончавшегося от туберкулеза. С его фотографией она не расставалась, но увлечение Александром переросло в роман всей жизни.

Разницу в масштабе между русским и датским дворами характеризует одна деталь, упомянутая в аннотациях выставки. Когда в 1866 году принцесса Дагмар выходила замуж за цесаревича Александра, родители невесты, Кристиан Девятый и Луиза, вынуждены были отказаться от визита на свадьбу в Россию по финансовым соображениям.

В многочисленных поездках в Данию Александр Третий вел себя как добропорядочный буржуа. Ходил на выставки импрессионистов и к теще Луизе, гениально пристроившей своих дочек по европейским дворам.

«Здесь видно, как в художественном музее Карлсберга он оценивает работу скульптора, который делал портрет Марии Федоровны и его сестры Александры. Для маленькой Дании это конечно был потрясающий факт, что Мария стала императрицей в России, а Александра, позже, королевой Великобритании», – считает директор национального исторического музея «Замок Фредериксборг» Метте Скоугаард.

На редком полотне, изображающем сцену охоты, Александр в шотландском головном уборе. Аннотация говорит о том, что ему единственному разрешили курить в датском королевском лесу.

Наиболее скромно на выставке представлен раздел, рассказывающий о последних годах пребывания Марии Федоровны в родной Дании. Императрица, лишившаяся после 1917 года всех ближайших родственников по русской линии, скончалась в 1928 году в Дании, а в 2006-м ее прах был перезахоронен в Петропавловском соборе Петербурга.
 

Новости культуры