03.07.2015 | 11:21

В Царском Селе реставрируют ларец из коллекции Роде

Более десяти лет прошло с того момента, когда в Екатерининском дворце открылась легендарная Янтарная комната. Её интерьеры воссоздавали специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Их работа была настоящим триумфом таланта и упорства – ничего подобного в России не делалось никогда. И вот теперь в мастерской вновь кипит работа: на этот раз реставраторы восстанавливают ларец из коллекции Альфреда Роде – последнего хранителя Янтарной комнаты.

Научная реконструкция ларца из коллекции доктора Роде – один из самых амбициозных проектов царскосельких реставраторов. Оригинал этого предмета исчез в Кенигсберге в 1945 году вместе с другими янтарными шедеврами, которые собирались Роде с начала 30-х годов для германского музея диковинок из солнечного камня.

В 2003 году, после завершения работ по воссозданию Янтарной комнаты, царскосельские мастера оказались на распутье: либо ждать нового грандиозного государственного заказа, которого может и не быть, либо браться за любую работу и постепенно терять квалификацию. 

Реальный путь мастерской оказался сложнее любых предположений: кто-то ушел, а ветераны реставрации остались верны редкому камнерезному искусству. Работы по воссозданию утраченных шедевров немецких янтарщиков никем не финансируются, они нужны, прежде всего, самим мастерам, ставящим перед собой самые высокие профессиональные планки.

В XVII веке немецкие янтарщики работали крайне медленно, и на настоящий момент реконструкция прусского королевского подарка продолжается уже третий год. Точкой отсчета для авторов реставрационного проекта служила всего одна черно-белая фотография из монографии Роде 1937 года с указанием размеров ларца.

Реконструкции предшествовала работа искусствоведа, установившего сюжеты на янтарных деталях, затем процессом занялся автор проекта, а после к делу присоединились макетчик Виктор Жирнов, резчики, художники-граверы – весь штат Царскосельской мастерской. На кончиках пальцев у этих специалистов секреты ремесла, которым 300 лет назад владели янтарщики Гданьска и Кенигсберга. Особенность ларца Берлинской коллекции – обилие инталий-картин, прорезанных с тыльной стороны прозрачного камня.

Свет, который придает волшебное звучание янтарю, в то же время медленно его убивает. Также камень меняется под воздействием воздуха и не терпит нагрузок. По этой причине в ларце даже ножки в виде дельфинов устроены так, чтобы не чувствовать его вес. 

За 10 лет царскоселькие мастера реконструировали 15 предметов Берлинской коллекции. Продлится ли эта работа в будущем – большой вопрос. Пока лишь можно сказать, что исчезнувшая культура немецких камнерезов обрела вторую родину в Царском Селе.

Новости культуры