29.03.2011 | 10:56

Станислав Говорухин принимает поздравления с 75-летием

Подтянут, строг, в безупречном костюме и с неизменной трубкой. Стиль Станислава Говорухина так же узнаваем, как и его авторский почерк. Но только близкие друзья знают, какая эмоциональность скрывается за этой сдержанностью, и уверяют, что при других обстоятельствах знаменитый режиссер непременно был бы капитаном дальнего плавания. Но и по акватории российского кино Говорухин уверенно прокладывает маршрут, поддерживая дисциплину на борту и следуя однажды избранной цели. А сегодня – принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры».

 

Своих актеров Станислав Говорухин, будто кожей чувствует. Утверждает на роли без проб и таких модных ныне кастингов. Главный помощник в ответственном деле – фотоаппарат. Лиц растиражированных, гламурных здесь нет. Моде на артистов режиссер никогда не следовал.

«Я никогда не снимал то, что я не хотел. Вот так получилось у меня, что я всегда снимал то, что я сам хотел. Даже при советской власти», - утверждает народный артист России Станислав Говорухин.

О том, как сложно было на этой «Вертикали», он все равно не расскажет. Те, кто рядом был тогда, до сих пор гадают, как удалось недавнему студенту ВГИКа вытащить на экраны не просто полузапрещенного тогда Высоцкого, но и его песни.

Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк.
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Крепить страховку, вбивать крюк к концу экспедиции могла вся съемочная группа. Мастер-классы все пять месяцев проводил альпинист-второразрядник – сам Говорухин. Каждый день заставлял артистов проходить километры – в полном обмундировании. После шутил – с такой подготовкой хоть в олимпийскую сборную.

«Он просто над нами издевался, могу честно сказать. Я помню до сих пор, как Слава сидел и кидал камушки, до сих пор у меня перед глазами. Я не помню, чтоб он там что-то особо режиссировал, но то камушки он кидал, то жонглировал камушками. Так он снимал и эту картину», - вспоминает народная артистка России Лариса Лужина.

Этот фильм – настоящий разоритель советской экономики. В одной только Москве нагрузка на электросети увеличивалась на 400 тысяч киловатт, люди отпрашивались с работы, города вымирали, пока на телеэкранах доблестные МУРовцы боролись с опасными бандами. А коллеги по цеху снова недоумевали: как Говорухин заставил работать так долго этого неуправляемого Высоцкого, как переборол его – не дал спеть ни строчки, а потом еще и позволил быть режиссером картины. Эти сцены снимал Высоцкий, Говорухин тогда в павильон, по просьбе друга, даже не заглядывал.

Из отделения МУРа он неожиданно для многих отправится на «Поиски капитана Гранта», экранизирует «Приключения Тома Сойера» и любимую книгу детства, зачитанного им до дыр «Робинзона Крузо». Сделает первый советский триллер – «10 негритят». Потом снова удивит - снимется как актер в легендарной «Ассе». Только ради друга – Сергея Соловьева – сыграет бандита, такого стильного, даже обаятельного.

В 90-е Говорухин стал намного жестче, еще прямолинейнее. Это, конечно, многим не нравилось. Он с безжалостной правдивостью показал «Россию, которую мы потеряли», один из первых как будто прокричал: «Так жить нельзя». Об этом говорит до сих пор. Кино и зрителя оценивает особенно строго. Потому что любит больше всего.

«На экраны кинотеатров попадает только попкорновое кино. Американское или русское. Если фильм делает кассовые сборы – это попкорновое кино, потому что в кинотеатрах сидит попкорновая публика, им нужен парад аттракционов», - считает Станислав Говорухин.

Парад аттракционов в своем кино он по-прежнему не устраивает. Снова идет не в ногу со всеми. Снял картину в черно-белом формате о 30-х годах века двадцатого, о тех, кто мыслит, и потому свободен. «Экранизировал рассказ Станюковича – «Пассажирка». Попробовал себя в новой драматургии. Последний фильм режиссера – по пьесе молодого саратовского драматурга Ксении Степанычевой. Актеры в работе с Говорухиным всегда переживают две стадии: сначала боятся его грозного вида, потом – доверять начинают, словно отцу строгому, тому, что больше кнутом, а не пряником.

«Он не признается в этом, но он очень обожает людей, которые инициативны в той истории, которую он затевает. И не хваля, он ругает тех, кто безынициативен. Вот, пришел и сидит - молчит (смеется). Он молодец: он, если нахамит, так тут же извинится», - рассказывает народный артист России Виктор Сухоруков.

Сейчас Говорухин снимает новый фильм. Секретов пока раскрывает немного: это снова будет экранизация литературного произведения, а главным принципом в работе останется прежний – не навреди.

К юбилею Станислава Говорухина телеканал «Культура» покажет программу «Монолог в четырех частях». Первую часть смотрите сегодня, в 23:00.

Читайте также: Юбилей Станислава Говорухина