30.06.2015 | 11:35

Вторая жизнь спектакля МХАТа "Мертвые души". Экранизации Трауберга исполняется 55 лет

Экранизация – это опасный жанр, и картины, которые стали эталонами жанра, можно перечесть по пальцам. Фильм Леонида Трауберга «Мёртвые души», который вышел на экраны 55 лет назад, – в числе признанных шедевров. Фактически, это перенос на плёнку знаменитого мхатовского спектакля, поставленного Станиславским по инсценировке Михаила Булгакова. При этом Трауберг – титулованный киноклассик, полностью отказался от авторских амбиций, сохранив все нюансы театральной постановки. В 1961 году лента получила приз критики на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло.

Все началось со звонка Сталина Михаилу Булгакову, после просьбы писателя отпустить его, ибо все его произведения разгромлены. Сталин позвонил и спросил: «Очень ли мы вам надоели?» В результате этого разговора в 1932 году Булгаков был принят в труппу МХАТа и сразу же вошел в работу над «Мертвыми душами» как автор инсценировки.

«Есть письмо Булгакова, где он пишет: "Мне скоро 41 год. Это ужасно, но это факт. Чем я занимаюсь? Я пишу инсценировки. Кого мне еще предстоит инсценировать? Тургенева? Лескова? Брокгауза и Эфрона?"», – рассказывает научный сотрудник Музея МХАТа Галина Сухова.

Однако на деле работа Булгакова увлекла. Вместе с Василием Сахновским они перекроили поэму и создали удивительное действо: фантасмагория, гротеск – все в булгаковском стиле. Вообще работа над спектаклем шла долго и тяжело для Булгакова. Однажды он заметил: «Мхатовцы нацедили из него кастрюлю крови».

«Его надежды, что "Гоголь придет в смехе, а уйдет подернутый пеплом глубоких раздумий", в общем, не оправдались. Получился спектакль бенефисного характера, великолепные работы актеров, восхитительное, точное актерское мхатовское искусство, и эти образы существовали долгие годы, актеры очень любили вставлять их в свои бенефисы», – отметила Галина Сухова. 

Зато актерские работы вышли знаковые. Чичиков – Василий Топорков. Ноздрев – Иван Москвин. Собакевич – Михаил Тарханов, Коробочка – Анастасия Зуева.

Когда Леонид Трауберг, нежно любивший творчество Гоголя, решил сделать телеверсию «Мертвых душ», спектакль существовал уже без малого 30 лет – от первого актерского состава остались немногие. Впрочем, вводы тоже были мощными. Чичиков – Владимир Белокуров, Собакевич – Алексей Грибов, Ноздрев – Борис Ливанов. А вот Коробочку по-прежнему играла Анастасия Зуева.

«Искали красивый русский пейзаж, искали в Подмосковье, а нашли его в Тульской области, или, как сказал бы Чичиков, – губернии, в колхозе "Путь Ленина", том самом, что находится на берегу речки Беспуты. И к массовке МХАТовской, которая была вывезена, прибавилась еще массовка деревенская, потому что многие местные жители, крестьяне снимались не только в массовке, но и в некоторых маленьких эпизодах», – рассказала киновед Наталья Нусинова.

Единственной актрисой со стороны в телеверсии спектакля оказалась Виктория Радунская, притом – совершенно случайно. Ее, начинающую актрису московского ТЮЗа, позвали в массовку для сцены бала у губернатора. Однако актриса – исполнительница роли губернаторской дочки – сильно опаздывала. Неожиданно Трауберг предложил загримировать Радунскую. «Почему-то они все ко мне очень трогательно относились. Называли меня "тюзиком". Работали все как-то открыто, с отдачей – и с актерской, и с человеческой. Или мне так казалось, не знаю. Впечатление осталось такое», – вспоминает актриса Виктория Радунская.

Работа над фильмом шла два года. На экраны он вышел в 1960 году. В 1961-м удостоился специального приза критики на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло. Современники же на родине отмечали редкий подход Трауберга к работе.

«Главный доминирующий мотив – это благодарность за то отношение к спектаклю МХАТа, все-таки не каждый художник нашел бы в себе достаточного благородства и сил, чтобы не потоптать другого», – считает Наталья Нусинова.

«Мертвые души» – спектакль, проживший на сцене МХАТа с перерывами более полувека, благодаря Леониду Траубергу оказался удивительно живым: увидеть его, хоть и на пленке, можно спустя более 80 лет после премьеры.

Новости культуры