29.03.2011 | 15:40

РГАЛИ отмечает 70-летие

«Архив муз» РГАЛИ - российский государственный архив литературы и искусства - отмечает сегодня 70-летие. Для человека - это внушительный возраст, для архива - можно сказать, юность. В местах, наполненных свидетельствами истории, время течет неспешно. Но это не значит, что архивы не стремятся быть современными. Не исключение и РГАЛИ. Мекка славистики, сокровищница русской культуры, с сорок первого года хранящая личные фонды деятелей культуры и документацию культурных учреждений, стремительно модернизируется. Рассказывают «Новости культуры».

 

Сохранить или допустить - этот во все времена мучительный для архивиста вопрос - сегодня беспокоит все меньше.

Архивное дело и цифровые технологии совместимы, доказывает Андрей Ларин. Усилиями его коллег оцифровано уже 18 процентов фондов РГАЛИ: записные книжки Ахматовой, автографы Пастернака и Бунина, рисунки Эйзенштейна и Эль Лисицкого. Как только на архивной папке появляется такая печать, за сохранность документа можно не беспокоиться, а доступность его возрастает.

«Минимизировать работу с подлинником - главная наша задача», - объясняет директор РГАЛИ Татьяна Горяева. Посмотреть документ можно не только в читальном зале, но и в удаленном доступе. Жизнь архивистов и исследователей меняется на наших глазах. Цифровые технологии влияют на принципы публикации и работу текстолога, позволяют прочесть слепые записи сухим пером, угасшую карандашную правку.

Андрей Ларин в РГАЛИ пришел в свое время студентом - на практику - и остался. Сегодня в архиве все больше молодежи: заманивают ее, конечно, не зарплатой. «Конечно, большой коллектив и много проблем, но вот это счастье - ощущать себя нужной и полезной каждый день - это ни с чем не сравнимо», - говорит директор РГАЛИ Татьяна Горяева. Воздействует и аура подлинников: постоянного хранения, особо ценные, уникальные - все эти документы бесценны. «Вот так он находится в рамочке, здесь еще и бумага, вот он плакат - серп и молот, эта единица хранения была отреставрирована, но есть и другой, на который нам не хватило денег», - отмечает сотрудник архива Татьяна Купцова.

Эскиз «Проун» Эль Лисицкого ждет реставрации. С некоторых пор госархивы не могут претендовать на гранты, поэтому с этой стороны помощи не дождаться. Скоро архив будет признан казенным учреждением, тогда и на внебюджетные средства эскиз Лисицкого не отреставрируешь. Беспокоит Татьяну Горяеву и проблема архивной полки - мала она, всего не вмещает.

«Наш дефицит - 200 тысяч единиц хранения, не можем принять в наше хранилище - 1000 квадратных метров», - сетует директор РГАЛИ Татьяна Горяева.

Нового здания к семидесятилетию РГАЛИ никто не обещает. В отсутствии богатых юбилейных даров архивисты наслаждаются малыми, самодельными. Вот стенгазету выпустили с детскими фото сотрудников - исторический подход в действии. Более широкой публике покажут фотовыставку «Архивное дело». Готовят новые издания - переписку Блока с Менделеевой, дневники Ольги Берггольц. На очереди и настоящая «бомба». В 2004-м РГАЛИ громко заявил о себе как о хранилище русского авангарда, теперь планирует показать свой фотофонд: есть в нем и коллекция Велие, и Свищов-Паола, и даже Ласло Мохой Надь. Но и это не все.

«Буквально на днях - 2000 еще не опубликованных мемуаров и дневников, могу представить, какой интерес возникнет и в читательской, и в исследовательской среде», - уверена Татьяна Горяева.

Востребованность сокровищ РГАЛИ огромна, и это не только бремя, но и источник вдохновения для хранителей. Пусть кому-то кажется, что они только описывают, выдают и «подкладывают», на самом деле, в их руках - память русской культуры.