30.03.2011 | 10:29

От Баланчина до Ратманского. Американский балет в Москве

Их ждали в Москве полвека – но, если речь идет об АБТ «неоправданных ожиданий» не бывает. Американский театр балета выступил на Втором Международном фестивале имени Мстислава Ростроповича. Прославленная труппа привезла в российскую столицу «избранное» - лучшие постановки нескольких десятилетий, испытанные временем и любовью публики, и мировую премьеру. Одноактный балет «Тройка» на музыку Себастьяна Баха, в постановке Бенджамина Мильпье, танцовщики АБТ посвятили Мстиславу Ростроповичу. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

АБТ на фестиваль Ростроповича, привез не только свой золотой запас – балеты Роббинса и Баланчина. Режиссер, нашумевшего «Черного лебедя» Бенджамен Мильпье сделал посвящение Маэстро – новый балет на сюиты Баха. Это не был заказ, скорее, порыв, преклонение перед талантом музыканта такого уровня.

Имя Ростроповича и пауза в пятьдесят лет придали гастролям АБТ такой вес. Галина Вишневская не скрывает своего удовольствия от американского балета. С этой культурой Ростроповича связывал большой кусок жизни.

«Прежде всего, он 17 лет руководил Вашингтоского симфонического оркестра. Все связи с культурой. Все музыканты в Америке были связаны с ним творчески», - говорит Вишневская.

Творчески оказался с ним связанным, даже Бенджамен Мильпье, получивший Оскар за «Черного лебедя». Режиссер и хореограф сделал свое посвящение Ростроповичу - поставил балет «Тройку», на любимые музыкантом сюиты Баха. Виолончелист Александр Князев играет их всю жизнь. В Большом – дебют. Впервые так играя Баха, чувствует раздвоение личности.

«Это другой жанр, - говорит Князев. Музыка та же, но другой характер. Настолько увлечен тем, что происходит на сцене, что начинается стресс. Я как бы раздваиваюсь».

Танцовщики и музыкант встретились накануне вечером. За день довели спектакль до ума. На сцене их четверо. Декораций нет. Только классическая музыка и современный танец. Такие эксперименты в духе АБТ.

«Нужно быть разноплановым, – говорит танцовщик Даниил Симкин. – Репертуар большой и разный».

Алексей Ратманский два года в АБТ. Поражен не только амбициозностью, но и упорством американцев, на идею могут работать с утра до вечера. Репетиции с десяти до шести. В Москве Ратманский представляет «Семь Сонат» Скарлатти. Говорит, что чувствует себя частью американского балета.

«Матросы на берегу» - классика. Первый балет Роббинса в АБТ - с сорок четвертого. Почти что мюзикл. Балерины на каблуках, в коктейльных платьях. Флиртуют под ритмы танго и фокстрота с молодыми матросами. Ностальгия по нормальной жизни, во время второй мировой – почти голливудская история, где случайная встреча, если не переворачивает жизнь, то становится авантюрой.

К этим гастролям американцы готовились всерьез. Их русский педагог Ирина Колпакова еще в девяностых такие подробности рассказывала о русском балете, которые даже Алексей Ратманский не знал. Эти гастроли еще не закончились, а танцовщики АБТ уже мечтают вернуться, чтобы танцевать на исторической сцене Большого.