24.06.2015 | 10:50

Генриетта Яновская отмечает юбилей

Сегодня главный режиссёр столичного ТЮЗа, Генриетта Яновская, отмечает юбилей. Она могла бы стать актрисой, но выполнять на сцене чьи-то указания ей было неинтересно. Режиссёрский, лидерский дар проявился ещё в студенческие годы. В ТЮЗ Яновская ворвалась, подобно урагану. В первый же спектакль вложила всю себя. Она категорически против возрастных ограничений в искусстве. Её театр – семейный в полном смысле слова, ведь рядом со спектаклями Яновской в афише – постановки её мужа, Камы Гинкаса.

Ученица Товстоногова, она дебютировала в Ленинграде - в Малом драматическом, затем были Красноярский ТЮЗ, театры Пскова и Риги. В столицу Генриетта Яновская приехала уже зрелым мастером. Признается: возглавив в 87-м Московский ТЮЗ, хотела многое изменить, но не собиралась делать никаких революций. Однако переворот случился. На первом же спектакле «Собачье сердце».

«Спектакль стал успешен, была тут конная милиция, когда за билетами были битвы, сразу объехали полмира со спектаклем. Конечно, это было очень сильным рывком. Само слово ТЮЗ – безлико. Этот театр сейчас имеет определенное лицо», – говорит главный режиссер МТЮЗа Генриетта Яновская.

С приходом Яновской критики о тюзовских спектаклях стали рассуждать вполне серьёзно. А, по мнению самого режиссёра, её театр – для людей всех возрастов. В афише Московского ТЮЗА – Островский и Уильямс, Твен и Володин. А сейчас, готовясь к следующему театральному сезону, Яновская репетирует «Плешивого мальчика» по пьесе Евгения Попова.

«Пьеса сложная по жанру, по способу, который надо найти, нащупать. Автор с прекрасным текстом, интересные персонажи, интересная судьба. Пьеса непростая, и не знаю, как получится. Каждый раз сдаешь экзамен. Никуда не деться. Такая профессия», – считает Генриетта Яновская.

Когда-то Яновская была против экспериментов. Сегодня, уверена, каждый спектакль – новый опыт. И, прежде всего, поиск другого способа существования.

«Ты должен находить сложные вопросы. Если ты не нашел сложный вопрос – не надо делать спектакль. Я для артистов все время ищу трудные для них вопросы, на которые надо найти какой-то ответ, попробовать один, другой и, вдруг, догадаться до третьего. Нужны трудные вопросы, для того, чтобы строить спектакль», – объясняет Генриетта Яновская.

Супруг Генриетты Яновской, Кама Гинкас признаётся, что двум режиссёрам в одном театре уживаться сложно. У каждого – свои амбиции, своё видение. Но учиться у Яновской он готов всегда.

«Потому что такого тонкого, такого человечного, такого искреннего и такого сильного режиссера, говорю не как муж, как профессионал, нет сейчас, – уверен режиссер, народный артист РФ Кама Гинкас. – Я ею восхищаюсь, потому что она такой режиссер, я восхищаюсь тем, что она, несмотря на нездоровье, иногда, колоссальную усталость, 30 лет как руководит, с моей точки зрения, замечательным театром, который известен во всем мире».

Всю жизнь Генриетта Яновская следует принципам своих педагогов: работать каждую минуту, секунду, и не только на репетициях. Отвечать за все и за всех. 

Новости культуры