24.06.2015 | 15:55

Сергей Мирошниченко: "Документальное кино необходимо мыслящим людям"

Слышать и видеть неожиданное. Понимать, что материал часто оказывается умнее и глубже режиссерского замысла. Это Сергей Мирошниченко называет самым важным в профессии документалиста. Режиссер, сценарист, лауреат Государственной премии, создатель знаменитой документальной эпопеи «Рожденные в СССР» привнес в отечественную документалистику свое особое видение. Его работы стали эталоном мастерства. Многие отмечены престижными кинонаградами. Сегодня Сергею Мирошниченко исполняется 60 лет.  

Во ВГИКЕ у Сергея Мирошниченко 13 учеников. Показывают мастеру выполненные задания. Жанры – самые разные, темы – тоже, полная свобода. Счастливчик, студент мастерской Мирошниченко, обычно обладает главным качеством. «Он должен любить людей, – убежден режиссер Сергей Мирошниченко. – Мне бы хотелось, чтобы он любил их больше, чем себя. Мне ближе те художники, которые жили в 60-70-е годы и чувствовали социальную ответственность. Они понимали, что в какой-то мере отражают интересы людей».

«Лучше снимай про спорт, это безопаснее», – говорили чересчур социально заточенному студенту Мирошниченко ВГИКовские учителя. А он анализировал и заставлял других переосмысливать происходящее. В конце 80-х показал миру сибирских зэков и спецпереселенцев, изломанных репрессиями 30-40-х. А после, вместе с британскими партнерами, запечатлел конец советской эпохи в первом отечественном документальном сериале «Рожденные в СССР».

Героям уходящей советской натуры в 89-м было 7 лет. Режиссер будет снимать их рост и взросление через каждые 7 лет – в 14, 21, 28, – показывая в развитии судьбы людей, последствия развала империи и появление новой реальности. Сериал, переведенный на многие языки и популярный во всем мире, в 17-м году должен быть продолжен – его героям будет по 35. Но Сергей Мирошниченко опасается за его судьбу: «Я боюсь, что этот проект может погибнуть, потому что он стоил очень больших денег. Там люди живут в разных странах мира. Мы не можем их принуждать – у нас последнее время такое принудительное кино. Мы не сможем принуждать людей мыслить, говорить так, как необходимо нам сейчас».

Астафьев и Распутин, Солженицын и Гергиев, Жженов и Алешковский. Это герои фильмографии Сергея Мирошниченко. Режиссеру интересны не просто победители, а те, кого можно провоцировать и получать от них ответные удары.

«Жженов был жесткий человек, и это было интересно. Путин – интересный человек, когда его снимаешь. Он неожиданный. Он парадоксальный, если ты парадоксальный. Если ты не парадоксальный – он скучающий», –объясняет Сергей Мирошниченко.

Сейчас Сергей Мирошниченко со студентами на своей студии заканчивают трилогию об Олимпийских играх в Сочи. Тем временем, режиссер, у которого вроде бы все есть: и четкая социальная позиция, и общественное признание, и госнаграды, думает о том, как остаться художником. «Я часто делал для того, чтобы помочь, – иногда государству, иногда конкретным людям, которых я уважал. А сейчас я хочу просчитать и завершить некоторые вещи, которые важны для меня», – говорит Сергей Мирошниченко.

Снимать на важные темы он будет параллельно с преподаванием во ВГИКе – говорит, что студенты помогают ему оставаться действующим современным режиссером. Мирошниченко уверен, что документальное кино необходимо мыслящим людям.

26 июня в эфире телеканала "Россия К" – программа "Линия жизни" (21:15) и документальный фильм "Таинство брака" (22:05).

Новости культуры

Читайте также: 

 

Премьер-министр России поздравил с юбилеем режиссера-документалиста Сергея Мирошниченко

К юбилею Сергея Мирошниченко