24.06.2015 | 11:27

К 90-летию со дня рождения Анатолия Эфроса

3 июля исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося режиссера Анатолия Эфроса. В память о нем 4 июля в эфире телеканала «Россия К» будут показаны документальный фильм «Анатолий Эфрос» из цикла «Острова» (начало в 15:40) и телеверсия спектакля МХАТа имени Горького «Тартюф» (начало в 16:20).

В документальном фильме «Анатолий Эфрос», который будет показан 4 июля в 15:40, воспоминаниями о режиссере делятся: его сын Дмитрий Крымов, а также коллеги и друзья – Анатолий Васильев, Виктор Розов, Ольга Яковлева, Александр Калягин, Вера Глаголева, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт. Включены фрагменты интервью Анатолия Эфроса. Использованы цены из спектаклей и кадры из фильмов «На дне», «Шумный день», «Дон Жуан», «Месяц в деревне», «Всего несколько слов в защиту господина де Мольера», «Страницы журнала Печорина», «В четверг и больше никогда», «Отелло», «Таня», «Ромео и Джульетта», «Три сестры», «Вишневый сад».

Анатолий Эфрос – один из самых выдающихся театральных режиссеров XX века, первооткрыватель жанра телевизионного и радиотеатра, создатель собственного театрального мира, стиля и языка. «Театр – это режиссер, имеющий определенные художественные идеи, а также группа его актеров, способных поверить и увлечься ими», – считал Анатолий Эфрос. Актеры его боготворили. Он с ними был строг, но справедлив, и утверждал, что «актеры – народ очень трогательный, в них что-то сохранилось детское, они ранимые, с ними нужно бережно работать и с любовью относиться».

Долгие годы у Эфроса не было своего театра. В разное время он ставил в Центральном детском театре, Московском театре имени Ленинского комсомола, в Театре на Малой Бронной. И хотя на каждой из этих сцен рождались шедевры, которые поражали современников своей оригинальностью и самобытностью, он как истинный художник мечтал о собственном театре: «Я часто думаю, как все-таки не очень устроена моя художественная жизнь. У меня не было единого театра, но в то же время каждый раз необходимо было сделать какой-то поворот, какой-то скачок, что-то в себе взбудоражить. Жизнь вообще очень драматична, но надо, вероятно, стремиться к глубокому ее осмыслению. Видимо, художнику надо не бояться менять свою жизнь, перемены они мобилизуют».

В начале 1980-х годов Эфросу предложили возглавить Театр на Таганке вместо Юрия Любимова, он согласился. Это вызвало огромный скандал. Большинство труппы бойкотировало нового художественного руководителя, изводило его интригами и кознями. Ему, умевшему творить и жить только в атмосфере единения, взаимопонимания и влюбленности, это было особенно тяжело, и как многие считают, стоило ему жизни. «Он не был к этому готов, – вспоминает Ольга Яковлева. – Он не мог понять природу и стихию этого театра, которая была воспитана совершенно другим человеком и режиссером. "Мне кажется, что я разлюбил театр", – это была самая драматическая фраза, которую можно было от него услышать, потому что прожить день без репетиции для него было невозможно».

Он ушел из жизни в 1987 году, оставив после себя не просто спектакли, запечатленные на пленку, телевизионные фильмы и радиопостановки, а уникальное явление – театр Эфроса. «Это был театр – и это были стихи. Это был театр – и это была песня. Это был театр – и это была жизнь. Это был театр – и это была правда. Это всегда был театр – и это всегда было искусство. Это удивительное впечатление», – утверждает Анатолий Васильев.

4 июля в 16:20 смотрите на нашем телеканале  телеверсию спектакля МХАТ имени Горького «Тартюф» в постановке Анатолия Эфроса. В спектакле по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера играют: Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская. Запись 1989 года. 

Пресс-служба телеканала «Россия К»