31.03.2011 | 13:16

Опера Генделя "Ариодант": впервые в России

Георг Фридрих Гендель был одним из немногих барочных композиторов, чья прижизненная и посмертная слава не знали взлетов и падений – весь его творческий путь был одним сплошным ровным и высоким полетом. Его ценили современники и восторженно почитали потомки. Известный своими ораториями и концертами, он написал за жизнь более сорока опер. Но именно опера была единственным жанром, который современники композитора обошли своим вниманием. Зато со временем оперы Генделя высоко оценили потомки – особенно популярны они стали в XX веке, когда Европа увлеклась оперой барокко. В рамках цикла «Оперные шедевры» Московская филармония и Московский камерный оркестр «Musica viva» представляют российскую премьеру оперы Генделя «Ариодант». Дирижер – Кристофер Мулдс. Рассказывают «Новости культуры».

 

Последние штрихи перед концертом – английский дирижер Кристофер Мулдс лично проходит с оркестрантами «Musica viva» сложнейшие генделевские партии. Европейские солисты тем временем распеваются и примеряют костюмы. Они, конечно, не исторические, как могли бы быть в настоящей опере, а концертные. Каждый из участников программы подбирал их сам.

Едва ли не больше внимания к себе, чем звезды мировой оперы, требуют двое других участников действа – клавесины. Без них невозможно представить исполнение барочной музыки. Ради них на концерте, как скорая помощь, дежурят настройщики. По плану – две настройки до начала, две – во время концерта. Клавесины – настолько хрупки и капризны, что реагируют на минимальные изменения температуры, причем моментально. Вошла публика в зал, стало теплее – инструмент уже расстроился.

«Этот клавесин – копия того, на котором играл Гендель. Он, правда, очень капризный – нельзя слишком сильно жать на клавиши. Иначе тут же меняется звук», - объясняет дирижер Кристофер Мулдс (Великобритания).

Неподготовленному слушателю разгадать сюжет Ариоданта в концертном исполнении невозможно – приходится читать толстую программку. История любви принцессы Джиневры – дочери короля Шотландии и рыцаря Ариоданта, которая чуть было не закончилась трагедией из-за козней легкомысленной камеристки и обиженного герцога Полинессо. Сценический дуэт влюбленной пары – Джиневры и Ариоданта – выглядит так. Партия принцессы – у Розмари Джошуа, сопрано из Великобритании. Рядом с ней – влюбленный Ариодант – в исполнении шведской меццо-сопрано Анн Халлинеберг. Анн – признанная специалистка по «брючным ролям». Но даже у нее с Ариодантом – сложные отношения.

«Эта партия была написана специально для знаменитого в то время в Англии кастрата Карестини. Он, очевидно, был исключительным кастратом, просто монстром. Фразы здесь в два раза длиннее, чем обычно, и легкие раздуваются, как у слона. Когда чувствуешь, как легкие наполняются воздухом до предела, остается только надеяться на лучшее», - говорит меццо-сопрано Анн Халленберг (Швеция).

Одним из напутствий дирижера Кристофера Мулдса своим подопечным перед началом концерта было: «Наслаждайтесь». И давайте повеселимся. Может быть, именно такой настрой – задорный и легкий – сделал первое явление генделевского «Ариоданта» в России беспроигрышно запоминающимся. И заставил задуматься о явлении оперном.

Читайте также: В России впервые прозвучит опера Генделя «Ариодант»
 

Образец барочной оперы в эталонной трактовке