18.06.2015 | 10:29

"Травиату" в Мариинке поставила Клаудиа Шолти

В Мариинском театре премьера – «Травиата» в постановке Клаудии Шолти. Выпускница Оксфорда по специальности «Английская литература» начинала как кинорежиссёр. Потом нашла себя и в театре. В Мариинке она уже поставила оперу Бриттена «Сон в летнюю ночь», и эта её режиссёрская работа была номинирована на «Золотую Маску». Был у неё успех и на кинофестивалях, и на театральном фестивале в Эдинбурге. Теперь творческое резюме Клаудии Шолти станет ещё более внушительным, благодаря Валерию Гергиеву. На премьере в Мариинке он сам встал за дирижёрский пульт.

Валерия Гергиева не догнать, за ним не уследить – он как Фигаро, в нескольких местах одновременно. Только что открыл конкурс имени Чайковского в Москве, и тут же дает премьеру в Санкт-Петербурге. В этот день успевает провести еще несколько репетиций, чтобы в назначенный час ни одной лишней ноты не прозвучало.

«Я не люблю говорить о тех спектаклях, которые ещё не показаны публике – это безнадежное дело, обещать что-то, в чём каждый и так может убедиться, – говорит художественный руководитель и директор Мариинского театра. – Вот мы делаем новые работы в расчете на то, что новые силы, которые приходят в театр, пройдут через процесс репетиции нового спектакля. Это очень важно»

В Мариинском театре оригинальная практика: на разных сценах – главной и новой – идут разные варианты одних и тех же спектаклей. Так случилось с «Пиковой дамой», «Евгением Онегиным», теперь и с «Травиатой». Театралам не остается ничего, кроме как посещать все спектакли и сравнивать.

«Травиата» – бессмертная опера Верди, и звучит она в лучших театрах мира. Сегодня кажется странным, что на премьере в 1853 году она провалилась. Тогда казалось странным, что на сцене вместо богов и атлантов – развратная, да еще и умная куртизанка. Правда, спустя год, отвращение к опере сменилось внезапным успехом, который сопровождает её и сейчас.

В исторических костюмах, при этом сохраняя образ современного человека, в декорациях старой карусели разворачивается страстная история любви Виолетты и Альфреда. По либретто, написанному в XIX веке, но с сегодняшними реалиями. Размыть грань между столетиями – вот чего хотела добиться режиссёр.

«С самого начала я хотела сосредоточиться на внутреннем мире людей, – пояснила Клаудиа Шолти. – Очень часто в постановках показывают людей из прошлого чопорными, без эмоций, без страстей. А я хочу сказать, что они такие же, как и мы, порочны – тоже занимались сексом, убивали, веселились. Разве что дуэлей у нас нет. А так мы похожи».

Главные партии в «Травиате» часто поют уже состоявшиеся артисты. Но на этот раз ставку сделали на молодых. Чтобы не так рафинированно и приглажено выглядели люди прошлого, чтобы их свобода передавалась зрителям. А вот партия Виолетты досталась Оксане Шиловой – это уже её третья Виолетта.

«Она у меня трансформируется. С опытом, с годами, с приобретёнными новыми чувствами», – рассказала Оксана Шилова.

Как известно, спектакль рождается после премьеры – его обязательно должны увидеть зрители, и не один раз, чтобы он набрал силу и уже с первых аккордов начинал гипнотизировать. Здесь вся труппа уверена: новая «Травивата» родится за два часа – за время премьеры.

Новости культуры