31.03.2011 | 20:11

Первый Всероссийский съезд учителей истории

Первый Всероссийский съезд учителей истории открылся сегодня в Москве. Его готовила Ассоциация преподавателей истории и обществознания. Созданная три месяца назад, она уже имеет региональные отделения в пятидесяти трех субъектах Федерации. На съезд приглашены ректоры вузов и ученые из академических институтов. На их помощь особенно рассчитывают школьные учителя. Задачи столь представительное собрание будет решать вполне практические. Рассказывают «Новости культуры».

Урок истории в девятом классе одной из московских школ. По обязательной программе они должны не Александром Первым заниматься, а Михаилом Горбачевым, не XIX веком, а XX. Однако многие школы и учителя негласно сопротивляются введенной в 1990-х концентрической системе преподавания истории. Это значит, что предмет изучают не линейно (с 5-го по 10-й классы от древнейшей истории к новейшей), а кругами (сначала весь цикл проходят в основной школе, а потом еще и в средней).

«Когда мы не имеем фундамента, нулевого цикла, то на чем строить здание исторического знания, получается странная конструкция. Поэтому я последовательный сторонник линейной системы преподавания истории», – отмечает председатель московского регионального отделения «Ассоциации учителей истории и обществознания» Павел Панкин.

Это лишь один из вопросов, который учителя истории и обществознания планируют обсудить на своем первом съезде. Они приезжают в Академию наук из разных регионов России, потому что вопросов накопилось много.

«Какой социальный заказ? Или мы готовим к сдаче единого государственного экзамена, и тогда нас интересуют только балы- результаты, или все таки воспитываем личность, готовим к дальнейшей жизни», – поясняет учитель истории Татьяна Кудрявцева (республика Хакасия).

«История каждое десятилетие увеличивает сама себя, а количество часов сокращается. Как быть в этой ситуации, как разрешить эту дилемму?» – задается вопросами учитель истории, победитель конкурса «Учитель года России – 2009» Владимир Кружалов (Москва).

Задавать вопросы учителя истории умели всегда. Но времена меняются. Сегодня ученики живут в совсем другой информационной среде, а государство решило переформулировать свой заказ. Содержание предмета «Россия в мире» – вот что больше всего беспокоит учителей в проекте новых стандартов для средней школы.

«Название "Россия в мире" неплохое, но нужно добавить одно слово – "история". "История: Россия в мире", и тогда можно заниматься серьезными проблемными сравнениями. Например, смотреть, чем модернизация отличается в России от общемировой», – считает директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Сегодня у него много дел. На съезд приехали сотни участников и гостей. Всех надо поселить, накормить, предоставить трибуну, и это отвечает Институт всеобщей истории. Учителя толпятся у турникетов на входе в здание Академии наук, фотографируются с Чубарьяном, разбирают бесплатные книги и журналы, покупают книги в академическом киоске и прицениваются к мультимедийным материалам. Мультимедиа и Интернет в преподавании истории - отдельная секция сегодняшней конференции. Консультант портала «Сеть творческих учителей истории» Александр Драхлер прочтет свой доклад. Он знает, как использовать Интернет в профессиональных целях.

«Я, прежде всего, буду говорить об открытой общественной экспертизе, когда все закачивают ресурс с сайта и обсуждают. Причем, не назначенные сверху эксперты, а все», – говорит Александр Драхлер.

Учительская экспертиза образовательных инициатив сверху – проблема наболевшая.

«Постоянные попытки реформировать нашу систему образования, которые начались еще в 1990-е годы, моих коллег не удовлетворяют», – подчеркивает учитель истории Людмила Яркова (Самарская область).

По итогам съезда учителя утвердят свои рекомендации Министерству образования и договорятся о постоянных формах профессионального общения. 

«Для меня очень важно, что здесь не только учителя, но и представители академической науки», – замечает учитель истории Павел Донецкий.

Академические институты не против помогать учителям системно – целевой аспирантурой, курсами повышения квалификации, изданием пособий и доступом к источникам. 

«Надо сделать общий профессиональный портал, выкладывать на него новые архивные документы. У меня уже есть договоренность с архивными ведомствами», – говорит Александр Чубарьян.

Общедоступные интернет-библиотеки, дискуссионные порталы, встречи в рамках профессиональной ассоциации – все это должно повысить качество уроков истории.