17.06.2015 | 10:33

На Конкурсе Чайковского сегодня начинается первый тур для скрипачей

На Международном конкурсе имени Чайковского сегодня начинаются испытания первого тура для скрипачей. За право участия в нём боролись участники из России и Молдовы, США и Германии. Двум музыкантам повезло больше остальных. Они прошли в первый тур как победители международных конкурсов. Остальным пришлось доказывать своё мастерство на отборочных испытаниях. В итоге, к начальному этапу состязаний допущены 25 участников из 11 стран. 

Это всегда взаимная любовь. Так участники XV Международного конкурса имени Чайковского вспоминают о том, как выбирали свой инструмент. Некоторые участники из России на время конкурса могут получить инструменты из Госколлекции. Многим скрипкам – цены просто нет.

«Алмазный фонд» музыкального мира. В Госколлекции – 287 уникальных инструментов. Здесь виолончели, контрабасы, скрипки и альты. На полках – Страдиварии, Амати, Гварнери. Примерно одна треть коллекции всегда находится в пользовании у музыкантов. Шесть инструментов – уже на руках у участников Международного конкурса имени Чайковского.

«В настоящий момент для участия в конкурсе выдано три лучших инструмента Антонио Страдивари. Выдана прекрасная виолончель работы Андреа Гварнери, а также – скрипка Джованни Батиста Гваданини», – рассказал генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Владимир Лисенко.

Сергей Поспелов (участник конкурса) играет на своей скрипке. Признается, что «Дьявольские трели» композитора Джузеппе Тартини ни на одной скрипке в его руках так еще не звучали. Говорит, это тот случай, когда ученик – скрипичный мастер Гваданини – переиграл учителя – Страдивари.

«Я планировал брать Антонио Страдивари – инструмент, на котором играл Давид Фёдорович Ойстрах, очень долгое время. Но в последний момент мне показали Гваданини. Сразу стало понятно, что не нужно больше выбирать», – вспоминает участник XV Международного конкурса имени Чайковского Сергей Поспелов (Россия).

Участница Конкурса Елена Корженевич, напротив, осталась верной Страдивари. Но опасалась, что за 2 недели до отборочного тура сродниться с новой скрипкой будет непросто.

«Мы так сейчас, в разряде, что называется, еще пока на Вы, но уже, вроде бы, переходим на ты», – объясняет Елена Корженевич.

На отборочных испытаниях – не только магия звуков, но и магия чисел. Согласно жеребьевке, конкурсанту из Норвегии Кристоферу Андерсену Туну ждать придется дольше всех. Вытянул последний – 25-й номер.

«Меня совсем не пугает, что я выступаю последним. Наоборот, это прекрасно. У меня же больше, чем у остальных, времени для практики. Ну, и для отдыха тоже», – признается участник XV Международного конкурса имени Чайковского Кристофер Андерсен Тун (Норвегия).

Перед началом первого тура знаменитое – «Главное – не победа, а участие» – не работает. Участник Конкурса Степан Стариков говорит, ему помогут родные стены – он учится в столичной консерватории, где пройдут музыкальные состязания. О победе не мечтает – просто идет к ней. «Мечта… У меня есть цель пока что. И это победа. А мечта – это уже в перспективе», – добавляет он.

Участники в один голос говорят: «Играть надо не для жюри, для зрителей». Тем более, что и у жюри сердце – не камень.

«Мы же тоже, в каком-то смысле, не только профессионалы и судьи, мы тоже слушатели и люди. По общему уровню, я считаю, что конкурс должен быть очень интересный», – утверждает скрипач, член жюри XV Международного конкурса имени Чайковского Максим Федотов.

Впереди, в первом туре, у участников – исполнение сочинений Паганини, Баха, Чайковского. А еще, говорят конкурсанты, – улыбки, слезы и, конечно, ощущение борьбы. Но уверяют: борьба даже не с другими, с самими собой.

 

Новости культуры

Все материалы о XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского >>