01.04.2011 | 11:55

Выставка "Жизнь. Версия науки" в Центре современного искусства "Винзавод"

От происхождения Вселенной – до возможностей искусственного интеллекта. В центре внимания участников 2-го Международного фестиваля популярной науки - целый спектр тем. А, поскольку популяризация научного знания невозможна без «наглядных пособий», одним из заметных событий фестиваля, несомненно, станет выставка «Жизнь. Версия науки» - в Центре современного искусства «Винзавод». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

По мнению известной польской журналистки Ванды Блоньски, жизнь – это список дел на сегодня. Организаторы выставки предлагают свою версию. Жизнь – это то, что двигается, ест, дышит, размножается и мыслит, если есть мозг. Это версия науки.

«Мы не касаемся вопросов развития видов – произошел ли человек от обезьяны или нет, мы рассказываем о том, как эволюционировала самая маленькая единица живого – клетка, о том, как она возникла, как она развивалась и к чему это привело? А привело это к тому, что мы стали разумными сознательными людьми, которые пытаются создать новые формы жизни», - говорит куратор выставки Ирина Актуганова.

Первое, что встречает зрителей – это гигантская амеба. В природе, конечно, таких не бывает. Их размер не больше 5 миллиметров. Эта пластиковая амеба снабжена сенсорными датчиками и микрофонами, если ее потрогать, она зашевелится. Вообще, здесь все живое. Даже почва. Это не художественная метафора. Дыхание почвы – научно установленный факт. Все экспонаты создавались художниками в паре с учеными-консультантами. Например, соавтором этой работы является музей почвоведения в Петербурге. Так что это не представления художников о науке, скорее наоборот – наука, рассказанная языком искусства.

«Этот экспонат иллюстрирует споры растения в спящем состоянии, - рассказывает художник Владимир Григ. – В спящем состоянии они могут находиться 100 лет. Когда попадают в питательную среду споры растения – они оживают, начинают жить. В случае с нашим экспонатом, можно увидеть, что загораются небольшие лампочки».

Ходить по выставке – это как путешествовать по подсознанию человека. Оказываясь внутри этого пространства, зрители попадают в головной мозг человека.

«Мы предложили эту идею – метафору мозга-лабиринта, погружаясь в который человек начинает путешествовать внутри, постигая какие-то истины», - рассказывает архитектор Александр Филимонов.

«Логика такая, что попадая в первый зал, мы попадаем в зал универсальных принципов, т.е. вся выставка рассказывает историю о том, как простейшая клетка эволюционировала, усложнялась, образовывала какие-то ткани, в конце концов, она образовала мыслящую ткань», - говорит архитектор Ольга Филимонова.

А закончиться эта история, по мнению кураторов выставки и отдельных ученых, должна созданием искусственного разума. Еще в 1997 году знаменитый компьютер Дип Блю обыграл Гарри Каспарова в шахматы. Сегодня кибернетические организмы активно входят в нашу жизнь. Художник из Сингапура Луи-Филипп Демерс показывает своих искусственных танцовщиц кабаре. Эти механизмы разработаны в институте искусственного интеллекта для изучения походки в условиях ограниченной свободы движения.

«Если роботы действительно достигнут такого состояния, что они будут умнее человека и смогут существовать самостоятельно, хотя сегодня, безусловно, ими управляют люди, то, наверное, само общество изменится, и у него будут другие законы», - говорит художник из Сингапура Луи-Филипп Демерс.

Жизнь на Земле, как считают ученые, начиналась с простейших организмов, которые постепенно эволюционировали. Но на этой выставке есть намек и на другую версию. Не то ли это «райское яблоко», с которого все когда-то и началось?