01.04.2011 | 12:25

Эксперименты номинантов "Золотой маски"

До торжественной церемонии награждения лауреатов XVII Национального театрального фестиваля «Золотая маска» остается две недели. Победители будут объявлены 15 апреля, а пока в столице идут конкурсные показы. На сцене Драматического театра имени Пушкина свои работы представили два номинанта в категории «Лучшая работа хореографа». Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы», обладатель нескольких «Масок», на сей раз привез в Москву «Песню не про любовь», постановку голландских хореографов Ури Ивги и Йохана Гребена. Команда петербургского театрального центра «На Коломенской» с одноактным балетом «Кватро» на национальную премию претендует впервые. Различные по стилистике спектакли объединяет причина их появления - обе труппы решились на эксперимент. Рассказывают «Новости культуры».

 

Татьяна Баганова, хореографические постановки которой сделали ее «Провинциальные танцы» известными в Европе едва ли не более чем в России, решилась на смелый шаг. Она пригласила для своей труппы хореографов из Голландии, оба – мужчины. Для привыкшей к женскому стилю команды это стало испытанием. В результате получился спектакль, резко выпадающий из стиля «Провинциальных танцев». Самим участникам коллектива такое «выпадение» пришлось по душе.

«Совершенно другой гендерный подход к хореографии, - говорит Татьяна Баганова. – К ее подаче. И спектакль, если вы смотрели его, физически очень тяжелый. Выжить этот спектакль – это уже шагнуть далеко вперед».

Три части «Песни не про любовь» - три варианта жизни человека при тоталитаризме: порабощенность, порабощение и равнодушие. Место и время проживания такой жизни значения не имеют. Для танцоров команды из Екатеринбурга голландские хореографы запомнились не только тяжелой мужской постановочной рукою и непривычной – социально-политической темой спектакля. Танцовщикам пришлось преодолевать и другие барьеры.

«Во второй части там были такие «грязные» движения, которые делаются нарочито развязно, то есть вот это тоже было сложно. Там нужно просто отпустить себя, высунуть язык и сделать все просто секси», - говорит танцовщица Екатерина Савельева

Замысел второго спектакля – балета «Кватро» – родился в прямом смысле на семейной кухне – из творческого голода. Премьер Мариинки Леонид Сарафанов, заскучав в родном театре, решил сделать проект под себя, свою жену балерину Олесю Новикову и своих друзей – танцоров Дениса и Анастасию Матвиенко. В хореографы пригласили Эдварда Клюга – хорошо известного в Европе.

«У ребят уже был опыт работы с Эдвардом. А я впервые оказалась в его постановке. Поэтому мне, наверное, было сложнее всего, - гоыорит Олеся Новикова. – Очень короткие движения, их много. И, наверное, поначалу глазу тяжело привыкнуть. А телу тем более».

Результатом нежелания сидеть сложа руки в ожидании чьих-то предложений стал необычный по пластике и лексике спектакль. Первое удовольствие от него получают сами танцовщики, второе – зритель. Но только тот, который сможет разглядеть за отсутствием слаженного сюжета – эмоциональный пейзаж, как токами пронизанный разными чувствами.

Кто из двух претендентов – «Песня не про любовь» или балет «Кватро» станет победителем «Золотой маски», интересно, но не так уж и важно. Главное – оба рискнули и качественно изменили намеченное течение жизни и творчества. Приглашением на фестиваль отборщики престижной театральной премии уже оценили их труд.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>