16.06.2015 | 16:20

Дипломные работы выпускников Российской академии живописи показали на выставке

Об опыте сотрудничества в подготовке художников-реставраторов рассказывает новая выставка, которая открылась в Государственном институте реставрации. Экспозиция продолжает традицию, заложенную институтом в 2002 году: показывать дипломные работ выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Та самая «Троица», но не Рублева. Копия иконы выполнена студенткой реставрационного факультета Академии Ильи Глазунова. Эта выставка в ГОСНИИ реставрации – первый серьезный профессиональный экзамен для учащихся реставрационного факультета академии. Возможно, прямо сейчас к ним присматриваются будущие работодатели, среди которых ГОСНИИР - на первом месте. Проблема нехватки специалистов в области реставрации постоянно дает о себе знать. 

«Довольно часто бывает так, что памятник, после выигранной неизвестной организацией реставрации, портится. Его потом приходится повторно финансировать, переделывать и лечить. А лечить гораздо сложнее, чем сделать с самого начала. То есть с самого начала сделать хорошо – гораздо проще, чем потом выправлять за другими людьми испорченные вещи», - объясняет директор ГосНИИ реставрации Дмитрий Антонов.

Студенты Глазунова уже зарекомендовали себя. Разумеется, под руководством профессоров, но им доверяют реставрацию произведений из музейных фондов и коллекции РОСИЗО. На выставке сразу несколько отреставрированных студентами картин. Причем один случай - поистине уникальный. Студентка не просто провела реставрацию копии Рембрандта, но, попутно, атрибутировала полотно, и, выяснилось, что картина принадлежит кисти автора росписей в Исаакиевском соборе в Петербурге, а не какому-то неизвестному копиисту, как думали раньше.

«Было к этим поискам приложено немало усилий, были поездки в Эрмитаж, в архивы, в отдел рукописей. Было выявлено, что она подписная, автор - очень известный художник – Нефф Тимофей Андреевич», - рассказала студентка Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Юлия Зуева.

В реставрации, как в медицине: главный принцип – не навреди. Но в Академии Глазунова, в отличие от европейских учебных заведений, не боятся подпускать студентов-реставраторов к оригиналам.

«Наша традиция, идущая от Грабаря, что нужно, чтобы, первым делом, реставратор чувствовал почтение к тому, что у него в руках, некоторый душевный трепет. На образце ты будешь очень смело действовать, а при работе с настоящей вещью руки немножко дрожат, потому что страшно испортить», - признается заведующая кафедрой реставрации Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Екатерина Иванова.

Студентам-реставраторам Академии Глазунова доверяют не только музеи. Учащиеся владеют всеми приемами иконописи, поэтому часто к ним обращаются настоятели храмов.

«Ты отреставрировал какую-то храмовую икону, ее повесили, на нее молятся. Даже если денег мало, дали или не дали, это все равно – получаешь удовольствие от того, что твой труд - не зря», - говорит студентка Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Ольга Джанкулиева.

Отец Сергий - настоятель храма Покрова Богородицы в селе Шунга Костромской области. Для его прихода студенты выполнили реставрацию иконы Феодора Стратилата и Распятия. Храм небогатый, сельский. Хотя в своё время был подворьем разрушенного большевиками Чудова монастыря в Кремле. Для студентов это была плановая учебная работа. А для храма - единственная возможность спасти древний образ. 

   

Новости культуры