15.06.2015 | 19:21

Гастроли Deutsche Oper am Rhein прошли в Москве

В столице прошли гастроли театра Deutsche Oper am Rhein. В феврале этого года театр Станиславского и Немировича-Данченко приезжал в Дюссельдорф с балетом «Манон» Кеннета Макмиллана, теперь – ответный визит. Балетная труппа Немецкой оперы на Рейне представила постановку Мартина Шлепфера «7» на музыку Малера.

Он снова в Москве, но уже с труппой Deutsche Oper am Rhein. Месяц назад Мартин Шлепфер приезжал на Benois de la danse. Теперь привез нашумевший балет «7» на музыку Малера.

«Обычно я не ставлю сюжетные балеты, – признался хореограф. – Но симфония Малера оказалась подходящей для меня. Его музыка – наивная, сложная, интенсивная, эмоциональная – дает гораздо больше материала для танцовщика и зрителей, чем какая-то история. В ней чувствуется влияние еврейской культуры, для меня это тоже было важно».

За шесть лет, руководства Шлепфера из балетной афиши ушли классические хиты. Хореограф пропел гимн современному танцу, поднял на щит Баланчина и Форсайта. Многое ставит сам. Пуанты на ногах дюссельдорфских балерин обрели новый смысл.

«В произведениях Мартина женщина в пуантах чувствует себя наравне с мужчиной, – пояснила солистка балетной труппы театра Deutsche Oper am Rhein Анн-Катрин Адам. – Для нас они скорее оружие. Мы можем ими бить, колоть, они вовсе не символизируют волшебное, возвышенное, вроде фей и сильфид, они делают нас сильными».

Танцуют босиком и в ботинках, офисных платьях, длинных пальто и шляпах. В том, в чем танцевать нельзя. Сцена трансформируется в тесную, давящую комнату, в огромное пространство храма. Отбивая ритм Малеровской симфонии, пуанты и носы ботинок, кажется, ещё немного и пробьют сцену.

«Малер и для меня, и для Мартина – это вызов, – сказал дирижер Аксель Кобер. – Испытание для оркестра. Партии многих инструментов сложные. А для танцовщиков самое невероятное – темп. Как они выдерживают все это физически – непонятно».

Дирижер Аксель Кобер сомневался, что Малер поддастся балетному воплощению. Теперь уверен: музыка и танец – на равных. Мартин считал малеровский код. 

«Для меня важно в этой музыке, что она идет вперед, что в ней есть мощное поступательное движение, – отметил Мартин Шлепфер. – В то же время, в ней встречаются лиричные, камерные, интимные островки. Здесь важна тема противостояния большинства и отдельного человека массам».

Силу противостояния Мартин испытал на себе. За шесть лет его руководства Дюссельдорфский балет стал конкурентоспособным. В Москве три вечера подряд собирал аншлаги и оказался в центре внимания прессы.

Новости культуры