15.06.2015 | 14:57

Ведущие специалисты музейного дела России и Нидерландов встретились в Омске

Искусствоведы, реставраторы, работники музеев – ведущие специалисты музейного дела из России и Нидерландов обсудили в Омске проблемы атрибуции и сохранения культурного наследия. Здесь прошел международный научно-практический семинар, главным предметом изучения которого стало «Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII-XIX веков». Как говорят специалисты, только правильно поставленный диагноз может спасти от разрушения уникальные творения мастеров прошлых веков.

В его сердце - родной Амстердам, а на плече - сумка-путешественница с изображением карты мира. В орбите его научных маршрутов по поиску полотен соотечественников – крупнейшие музеи мира. Эксперт нидерландского фонда культурной инвентаризации Бернард Вермет почерк малых голландцев разглядел и в Сибири. Сюжеты Габриеля Метсю и Франца Мириса русские художники-копиисты перенесли на медальоны парных ваз работы мастеров Императорского фарфорового завода.

«Да, кстати, знаменитый автопортрет Карла Брюллова, где он даже копирует, как бородка выглядит, усы, – это влияние Рембрандта. Это очень для нас почетно, что известные мастера великой России вдохновлялись талантом наших соотечественников», - отметил ведущий специалист Фонда культурной инвентаризации Бернард Вермет (Нидерланды).

За ставшими популярными со времен Петра Великого малыми голландцами охотился известнейший российский собиратель Николай Юсупов. Несколько лет специалисты омского музея посвятили атрибуции полотна со знаменитыми раковинами на золоченой раме. Картина, занесенная в начале прошлого века в музейную инвентарную книгу как голландская живопись, на деле оказалась работой кисти немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта. Участники омской летней школы реставраторов из Нидерландов уверены: распознать истинных «голландцев» можно по янтарно-желтой патине – она выступила на полотнах, покрытых замешанными на мастике и натуральных смолах старыми лаками, и особой деревянной основе.

«В штате реставрационных ателье в Голландии обязательно есть дендрологи. У этих специалистов глаз намётан на любимый материал наших художников – дуб», - рассказывает главный хранитель Музея Лакенхал (Нидерланды) Христиан Фогелар.

Командный стиль работы, когда над воссозданием полотен старинных мастеров в Нидерландах трудятся представители разных профессий: климатологи, искусствоведы, реставраторы, - это, уверены их российские коллеги, - то, что необходимо брать на вооружение.

«Нынешний уровень голландской школы реставрации, во многом, связан с той культурой ремесла, которая существовала в Голландии традиционно, - говорит ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Юлиан Халтурин. - Культура цехового производства. То есть, мастер, который делал основу, знал стандарты качества, отвечал за них. Художник или колорист, который растирал в порошок краски, отвечал за их качество. Художник, который создавал это живописное произведение, тоже отвечал своей подготовкой».

Еще одна задача, которую предстоит в ближайшее время решить российским реставраторам, – пройти процедуру аттестации. Более десяти лет в нашей стране закон никак не регламентировал профессиональные стандарты для представителей этой специальности.

«Ситуацию, когда практически каждый может браться за реставрацию, нужно было остановить. Потому что это, конечно, размывало реставрационный опыт и могло вести к негативным последствиям», - отмечает замдиректора по научной работе и реставрации Государственного научно-исследовательского института реставрации Сергей Филатов.

Участники ставшей традиционной летней школы реставраторов в Омске предложили каникулы в ней отменить. Уже давно назрела необходимость в открытии центра реставрации не в центре России, к примеру, - в Омском музее изобразительных искусств, где уже в следующем году будет открыт Эрмитаж-Сибирь. 

Новости культуры