15.06.2015 | 10:33

Из истории Международного конкурса имени П.И.Чайковского. 1978-82 годы

Условия жесткой конкуренции – обычная ситуация на конкурсе им. П. И. Чайковского. Это и неудивительно, ведь в мировой табели о рангах он всегда занимал одно из первых мест, и попасть на него считалось делом чести, а лауреатство в конкурсе – признанием высокого профессионализма. К тому же, в связи с растущей популярностью за рубежом расширялась его география, и в 1978 и 1982 годах в Москву приехало уже рекордное количество исполнителей. Тем важнее становилось для музыкантов участие в конкурсе, тем заслуженнее считались высокие оценки жюри, тем ценнее оказывалась победа.

На VI конкурсе первую премию получил молодой советский пианист Михаил Плетнёв, несмотря на весьма достойную конкуренцию в лице француза Паскаля Девуайона. Спустя годы, стало очевидным, что выбор был сделан верно: Плетнёв состоялся не только как большой пианист, но и как выдающийся дирижер. А на VII конкурсе произошла дуэль между ярко проявившим себя англичанином Питером Донохоу и пианистом из СССР Владимиром Овчинниковым, поразившим всех своей фантастической виртуозностью. Но в этой схватке победителей не было. Овчинников и Донохоу поделили между собой вторую премию; первая присуждена не была.

И на VI, и на VII конкурсе «тандемы» состоялись также и у скрипачей, только «золотые». Первая премия VI конкурса была разделена между советским музыкантом Ильей Грубертом и американским виртуозом Элмаром Оливейрой, единственным на сегодняшний день скрипачом из США, получившим эту высокую награду. Лидерами VII конкурса стали намного превзошедшие других скрипачей советские музыканты Виктория Муллова и Сергей Стадлер.

Громко заявили о себе на VI конкурсе два молодых советских виолончелиста – Александр Князев и Александр Рудин. Но они «по-дружески» разделили между собой лишь третью премию, а победителем стал американец Натаниэль Розен. Возможно, жюри решило прервать традицию и впервые в клане виолончелистов присудить победу иностранцу, а, возможно, посчитало, что для почти 30-летнего американца (при возрастном цензе конкурса от 16 до 30 лет) это был последний шанс, а у 17-летних музыкантов еще все впереди. Поэтому повторное появление на VII конкурсе уже повзрослевшего Александра Рудина позволяло ожидать от него победы. Но вердикт жюри был не в пользу советской исполнительской школы и на этот раз: в финале его обошел 25-летний бразильский виолончелист Антонио Менезес.

Анна Солодовникова
tvkultura.ru

Все материалы о XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского >>
Настройся на Чайковского >>