01.04.2011 | 19:45

Довиль. Пляжная мода эпохи ар деко

В фокус фестиваля «Мода и стиль в фотографии» попала «Пляжная мода эпохи ар деко». Новый выставочный проект, открытый в Центре современного искусства «Винзавод», представляет эталоны женской красоты 30-х годов прошлого века. Документальные свидетельства – полсотни уникальных снимков из архива агентства France Presse. Экспозицию дополняет коллекция одежды, аксессуаров и антикварной мебели в стиле ар деко. Рассказывают «Новости культуры».

Предвоенная Европа. В моде – загар, отдых на курортах Лазурного берега и голливудские фильмы с Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд и Гретой Гарбо. Это время воцарения нового художественного стиля ар деко. Синтез модерна и неоклассицизма, он присутствует во всем: в архитектуре, дизайне, живописи, скульптуре и, конечно, в моде.

«Люди просто начинают жизнь по-другому. Появляется новая мебель, они перестраивают интерьеры, и женщины становятся другими. Они перестают носить корсеты, обнажают свое тело, показывают свою красоту, красоту интерьеров», – поясняет галерист Дарья Анцева.

Ар деко – дитя французов, свободных и презирающих социальные стереотипы. Фотографии ар деко – вызов современному обществу. Это сегодня они уже стали классикой, а в то время подобные снимки разрушали классические традиции. На них – девушки из курортного городка Довиль, что на севере Франции, на конкурсе красоты, на пляже, на фоне бассейна… Они демонстрируют новинки сезона, представляя далеко не популярный, но такой скандальный и провокационный модный раздел. На самом деле, это настоящая революция не в моде, а в умах.

«Европа все-таки всегда была более развитой, раскрепощенной, чем мы. Представить себе, что у нас такие конкурсы красоты были… Нет, у нас были свои конкурсы, которые на парадах физкультурниц. А у них около бассейна и на пляжах показывали пляжную моду», – рассказывает куратор выставки Юрий Петухов.

Модную одежду на выставке можно не только рассматривать на фото, но и подержать в руках. Купальные костюмы, пляжные тапочки, головные уборы – все из частных коллекций тех, кто всерьез занимается историей моды. Здесь же можно увидеть и мебель. Горка для посуды от известного французского декоратора Жюля Леле, его же бар 1935 года, комод и секретер неизвестных европейских дизайнеров того времени.

«В конце 1920-х годов вещи больше тяготели к роскоши. Потом, в 1930-х годах, появляются вещи более минималистичные. Это как раз стиль, который сочетает в себе и минимализм, и роскошь», – объясняет Дарья Анцева.

Приверженцы стиля ар деко поклонялись сразу двум богам: с одной стороны – строгой закономерности и выдержанности, с другой – роскоши и дорогим материалам, таким как слоновая кость или крокодиловая кожа. Мастера получали вдохновение от примитивизма, кубизма, обращались то к эпохе джаза, то вспоминали популярные в Европе «Дягилевские сезоны». Отсюда – присущая стилю эклектичность. Скорее всего, именно внутренней свободой эта эпоха привлекает и современного зрителя.