01.04.2011 | 23:45

"Князь Игорь" - премьера в театре "Геликон-опера"

Артисты столичной «Геликон-оперы» представляют оперу Бородина «Князь Игорь». И это мировая премьера. Именно так, поскольку анонсы содержат важное уточнение - «в авторской редакции». Известно, что Бородин не успел закончить это произведение. И на премьере в 1890-м году в Петербурге оно звучало в редакции Римского-Корсакова и Глазунова. Дмитрий Бертман обратился к неопубликованным рукописям композитора, которые хранятся в Музее имени Глинки. И сегодня в Международном Доме Музыки впервые была исполнена опера, от первой до последней ноты написанная самим Бородиным. Сочинение прозвучало в концертном исполнении. Рассказывают «Новости культуры».

 

Здесь говорят о втором рождении «Князя Игоря». Партитуры оперы из рук солисты не выпускают. Даже за кулисами. Перед выходом на сцену пытались уловить настроение зрителей – за сто двадцать лет все привыкли к редакции «Князя Игоря» Римского – Корсакова и Глазунова. Готовы ли принять новую версию оперы в авторской редакции Бородина?

«Тут убраны украшения. Опера выглядит не палехской, как у Римского-Корсакова. У Римского – Корсакова палехская, как на шкатулке. Здесь все более жестко у автора, он не увлекался украшением», - говорит художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман.

Готовя эту премьеру, в театре опирались на материалы музыковеда Павла Ламма. В 40-х годах прошлого века по рукописям Бородина он восстановил фрагменты подлинного «Князя Игоря». Вернул музыкальные номера, исключенные Римским – Корсаковым и Глазуновым. Это не просто добавило характерам героев новые краски, получились иные, подчас противоположенные образы.

«Речь о том, что Игорь не положительный персонаж. Он же политик, ситуация, чтобы поменять социальный статус. С Кончаком он в сговоре. Они - друзья, родственники», - рассказывает солист театра «Геликон-опера» Александр Киселев.

Александр Киселев в свое время в Большом театре пел в опере Бородина партию Галицкого. Теперь в «Геликон-опере» у него партия князя Игоря. Работая над материалом, старался избавиться от сложившихся десятилетиями музыкальных штампов. В этом плане его коллеге по сцене Елене Михайленко легче. Ярославна - ее первая партия в опере Бородина.

Мировая премьера – пока в концертной версии. А ведь задумывалась Дмитрием Бертманом как красивый костюмированный спектакль. Но из-за затянувшихся реставрационных работ в здании театра - постановку пришлось отложить.


«На сегодняшний день нет условий для проведения спектакля на своей сцене», - объясняет Дмитрий Бертман.
Но в «Геликон-опере» не теряют надежды стать первыми, кто поставит театральный спектакль «Князь Игорь» в авторской версии Бородина, где, как и в концертной версии, будет другой финал.