09.06.2015 | 10:31

Ретроспектива родоначальника кинетической скульптуры открылась в Пушкинском музее

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку американского скульптора Александра Колдера, больше полусотни его стабилей и мобилей. При разглядывании его абстрактных скульптур из листового железа и проволоки может показаться, что скульптор сшивает, скрепляет в пространстве одному ему видимые пустоты. Некоторые поэтому выглядят как порталы в иной, художественный мир, которые, должно быть, пульсируют иногда, ведь некоторые творения Александра Колдера подвижны в реальности – это мобили. Колдера принято считать родоначальником кинетической скульптуры.

Он и куратор, и внук художника – Александр Ровер, рассказывая о творчестве своего именитого деда, вспоминает: Колдера вдохновляла энергия жизни. Он всегда говорил о вечности. И вечно работал.

«Каждый день, семь дней в неделю. Он всегда работал сам и один, у него никогда не было ассистента, все его работы созданы его собственными руками. Он верил, что энергия передаётся через руки, и что она даётся ему свыше, и поэтому не хотел, чтобы кто-либо трогал какие-то объекты,которые он создаёт», – поясняет Александр Ровер.

Одни из самых ранних работ – акробаты и арена цирка, созданные в 20-е годы. Эти проволочные скульптуры нередко называли рисунками в пространстве.

«Колдер создавал свой художественный словарь параллельно традициям конструктивизма и абсолютно вне зависимости от них, – комментирует Александр Ровер. – Вот этот объект – ещё и переходный от традиционной проволочной скульптуры к другому виду скульптур. Некоторые из проволок толще, и они представляют энергию, силу».

Так рождается двухмерное произведение, где есть и история, и энергетика. Следующий шаг – переход к абстракции, он датирован 1930-м. На своих уже полотнах Колдер начинает говорить о природе вещей. Здесь же и один из первых мобилей, что двигался благодаря дуновению ветра. Колдер создал его в 1934. После движущихся скульптур было немало. Из проволоки и металла – такие чёрные с отверстием, или столь похожие на птицу. Она над более поздними полотнами Колдера. В том числе, единственным экспонатом из собрания музея изобразительных искусств имени Пушкина, подаренным автором Святославу Рихтеру.

«Одна из версий, что это было на одном из французских музыкальных фестивалей, где был Колдер, он был впечатлён игрой Рихтера и ему это преподнёс. Но точно это неизвестно», – говорит директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

Увидеть на выставке можно и самого Колдера – на видео, посвящённом его цирку, над и с этими артистами, созданными из кусочков дерева, резины, конечно, проволоки, Александр Колдер начал работать ещё 1926. Это видео снято в 1964. Все эти годы он устраивал целые представления, каждое из которых было уникально – для художника была важна импровизация.

«Разыгрывает для своих зрителей эти цирковые сцены, здесь есть ещё музыкальное сопровождение, которое обеспечивает супруга Колдера. В фильме она появится несколько раз, она будет заводить разные пластинки, для того, чтобы обеспечить аккомпанемент этим цирковым номерам», – рассказывает научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина Александра Данилова.

Завершают выставку макеты его монументальных стабилей – стабильных конструкций: скульптур, открывающих зрителю всё новые свои грани, в зависимости от того, где он стоит – у объекта или же перемещается под ним. Такие скульптуры украшают сегодня города французские, американские. Этот – Иерусалим – последний из созданных художником. Стабили он воспринимал, как ориентиры, которые способны разговаривать со зрителем на новом урбанистическом языке.

Новости культуры

Читайте также:

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка американского скульптора Александра Колдера