12.06.2015 | 17:18

Календарь. 12 июня 2015 года

В трактирах пьяный гул, на тротуарах грязь,
В промозглом воздухе платанов голых вязь,
Скрипучий омнибус, чьи грязные колеса
Враждуют с кузовом, сидящим как-то косо
И в ночь вперяющим два тусклых фонаря,
Рабочие, гурьбой бредущие, куря,
У полицейского под носом носогрейки,
Дырявых крыш капель, осклизлые скамейки,
Канавы, полные навозом через край,
Вот какова она, моя дорога в рай!

В этот день, 145 лет назад, в Париже вышел в свет сборник стихотворений Поля Верлена «Добрая песня».
Париж 1870

Он начал рисовать во времена расцвета Вены, в эпоху необузданной жажды наслаждений, стремления к обновлению и предчувствия неизбежной катастрофы. Эта эпоха, захватившая последнее десятилетие XIX века, оборвалась с началом Первой мировой войны.
Он выжил в окопах. Но всего через месяц после демобилизации, на гребне начинающейся европейской славы, умер от «испанки» в возрасте 28 лет.
Его работы свидетельствуют о пробуждении от эстетических грез модерна. Форме, стилю и эстетическому удовольствию он противопоставлял реальность, ужас, шок. Он ощущал, что в живом гнездится смерть. Но болезнь, страдание, бедность, убожество лишь обостряют ощущение ценности жизни и красоты. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается в зияющем провале, на границе жизни и смерти.
«Я пишу свет, который льётся из всех тел, – писал он. – Нет современного искусства, есть только искусство, а оно вечно».
Эгон Шиле, венский Рембо, воплотивший романтический тип испорченного, но безмерно талантливого юноши, непризнанного гения, родился в этот день, 125 лет назад.
Эгон Шиле 1890 – 1918

Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Поле его деятельности – весь мир. Сценические площадки – цирки, театры, концертные залы, улицы, площади, города.
В этот день исполняется 65 лет Вячеславу Полунину. Он говорит: «Мой театр – на грани жизни и искусства, трагедии и комедии, абсурда и наивности, жестокости и нежности. Он ускользает от определений и однозначности понимания как от попыток узурпировать его свободу».
Слава Полунин

В этот день, 12 июня 1963 года, в Сайгоне американский фотограф Малком Браун сделал знаменитую фотографию самосожжения буддийского монаха.
Публичное самоубийство стало исходом длительного противостояния между буддистами и католической церковью, поддерживаемой проамериканским правительством Южного Вьетнама.
Благодаря снимку реакция на это событие было оглушительной. Уже на следующий день фотография лежала на столе Джона Кеннеди. Он сказал: «Этому нужно положить конец».
И это действительно послужило началом конца американской поддержки режима Нго Дин Дьема, позицию которого выразила первая леди: «Я с удовольствием похлопаю в ладоши на ещё одном представлении с жаркой монахов».
Малком Браун, получивший за этот снимок Пулитцеровскую премию, писал впоследствии: «С течением времени у меня стало появляться гнетущее чувство, что я в некоторой степени виноват в смерти этого монаха. По всей вероятности он — и любой на его месте — не стал бы сжигать себя, если бы не был уверен, что найдется репортер, который сделает снимки и расскажет о его деянии».
Сайгон 1963