04.04.2011 | 19:37

Гордость Русского этнографического музея: восстановлен прозрачный потолок

Главное украшение Мраморного зала Российского этнографического музея в Петербурге – необычный стеклянный потолок. Работы по его восстановлению только что завершились. В начале ХХ столетия здание было создано по проекту архитектора Василия Свиньина. Он мечтал, чтобы Мраморный зал стал самым светлым дворцовым залом в Европе. И теперь это пространство в тысячу квадратных метров, как и в начале двадцатого столетия, перекрывает прозрачный свод, украшенный двуглавыми орлами – символами российском империи. Рассказывают «Новости культуры».

Народы Российской империи под сенью двуглавых орлов. Создатель одного из крупнейших дворцовых залов мечтал, чтобы над головами его скульптур распростерлось бескрайнее светлое небо, а поэтому решил – вместо крыши здесь должен быть хрустальный потолок.

«В Богемию была отправлена группа стекловаров, которая там стажировалась. Потом они вернулись и сварили здесь богемское стекло», – поясняет директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.

В 1902 году он был лишь этнографическим отделом при Русском музее Императора Александра Третьего, и только в 1934 году получил статус отдельного музея. Но основа собрания и экспозиции формировались еще в начале столетия.

«Россия в начале ХХ века была очень подвижна. Бредут по дорогам мужики... Потому что это была столыпинская эпоха, и люди переселялись в разные места. Тема дороги очень сильно выражена и тема праздника. Вообще впечатление от барельефа – многоплановость», – говорит ведущий методист музея Галина Романова.

Чтобы создать собирательный образ жителей империи, скульпторы Харламов и Богатырев вместе с музейным фотографом объездили всю Россию – от Литвы и Эстонии до Якутии и Закавказья. Не добрались только до Туркестанского края. Отлить скульптуры народов России в бронзе помешали война и революция. Они так и остались в гипсе. Зато мрамор во дворце самый настоящий.

«Сначала долго искали карьер, потом, наконец, нашли месторождение мрамора в Карелии. Сейчас ни одного грамма этого мрамора не осталось, потому что весь этот самородный бассейн был выбран для облицовки Мраморного зала», – замечает Владимир Грусман.

Прозрачный потолок – гордость Русского этнографического музея. За сто лет двуглавых орлов стало вдвое меньше. Министерство культуры помогло восстановить световой фонарь. Теперь гордые птицы снова парят в хрустальном небе, как и мечтал архитектор Свиньин.