05.04.2011 | 11:42

Пианист Чик Кориа и вибрафонист Гэри Бертон вновь выступили в России

Его называют джазовым энциклопедистом. Чику Кориа скоро 70, а он до сих пор не торопится останавливаться на одном стиле. Если и есть что-то стабильное в его музыкальной судьбе - так это долгосрочное сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бертоном. Вместе они уже 40 лет, первый альбом назвали символично: «Хрустальная тишина». При этом долго сомневались: интересно ли целый час слушать дуэт рояля и вибрафона? Оказалось – интересно, причем поклонники такой музыки нашлись и в далекой России. Рассказывают «Новости культуры».

Свободные и раскованные такие же, как музыка, которую исполняют. Чик Кориа и Гэри Бертон, рояль и вибрафон. Им до сих пор говорят: эти инструменты – соединение несоединимого.

Впервые дуэтом они выступили в 1971. До сих пор вспоминают, как долго тогда репетировали. Теперь же – все по-иному.

«Выступления с Гэри – это хороший отдых, к этому не нужно готовиться. Мы понимаем друг друга почти интуитивно. Перед концертами нужно совсем немного времени, чтобы просто почувствовать зал», - говорит Чик Кориа.

Впервые в нашей стране они появились в начале 80-х. Тогда Гэри Бертон и Чик Кориа выступили в резиденции американского консула и Доме композиторов. Попасть на эти концерты можно было только по специальным пригласительным. Игорь Бутман до сих пор помнит композиции, которые тогда услышал. И как рискнул заговорить с такими, казалось, недоступными звездами.

«Чик в этот момент кушал, - вспоминает Бутман. - Я говорю: «Дорогой Чик, есть много джазовых музыкантов из Петербурга, из Ленинграда тогда и для нас это невероятное событие и можно ли, для того, чтобы мы потом рассказывали нашим внукам, о том, что мы играли с Чиком Кориа, можно ли нам сыграть один блюз?» А он ответил: «Мы с удовольствием сыграем больше, чем один блюз, потому что у нас два часа до поезда».

С тех пор к России – отношение особое. Включать или нет, Москву в список городов их юбилейного мирового турне? Такого вопроса для Кориа и Бертона не стояло вообще.

«Конечно, с момента нашего приезда тридцатилетней давности публика в вашей стране очень сильно изменилась. Вы стали более европейскими, и, наверно, более взыскательными. Но греет душу, что наш дуэт вы всегда принимаете отлично», - говорит Бертон.

Учителя с большой буквы, гуру, иконы джаза: к пафосным эпитетам в свой адрес они уже давно привыкли и как будто не замечают этого. Именно Кориа и Бертон в 70-е создали новое направление – фьюжн. До сих пор оба с удовольствием играют классику – Моцарта, Скрябина. Обожают латиноамериканские ритмы. И продолжают экспериментировать. То ли шутят, то ли всерьез говорят, что не прочь подвергнуть джазовой обработке и русские народные мотивы.