03.06.2015 | 10:45

Выставка карикатур времен Великой Отечественной открылась в Москве

В столичной Галерее Мамонтовых открылась выставка, посвящённая военным карикатурам. Их авторы – знаменитые советские художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов – те самые Кукрыниксы. Особое место на выставке занимают оригиналы легендарных "Окон ТАСС", где изображение едко и хлёстко поддержано словом. Большинство плакатов создано художниками в соавторстве с Самуилом Маршаком. Довольно часто они трудились именно вчетвером. Иронизировали друг над другом. Один из участников союза - Николай Соколов - вспоминал: "Большие листы бумаги, баночки с гуашью, тушью, фотографии Гитлера, Геббельса, Геринга. Все трудятся. Взаимно волнуемся: он за рисунок (Маршак), мы за стихи".

Более тысячи каррикатур было создано Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны, и это, конечно. подвиг. Не только потому, что почти каждый день приходилось создавать новый, яркий, едкий и ироничный рисунок, способный воодушевить на борьбу с врагом и поверить в победу, но и потому, что каждый день, пусть не смеяться, а высмеивать в условиях тотального страха и ужаса человеку тяжело. Но для Кукрыниксов это было своего рода сражением – после бесконечных сводок о зверствах и жертвах фашизма заставить читателей газеты "Правда" улыбнуться.

"Нельзя сказать, что фашисты забавны. Это странно. Это нелепо, - говорит куратор выставки Александра Салиенко. - Но мелкая деталь делает рисунок смешным, и пафос ненависти, ярости снижается через юмор, смех, иронию. Изображение не становится забавным, забавной становится деталь, она гасит этот пафос".

Кукрыниксы хорошо знали врага. Изучали мимику, пластику фашистов с помощью видеохроники и фотоснимков. Зло на их рисунках становилось нелепым, иногда смешным, но ненависть к врагу была все же на переднем плане. Фашисты этих художников тоже знали, карикатуры их сильно ненавидели, и говорят даже, что Кукрыниксы были в списке тех, кого Гитлер, оккупировав Москву, собирался казнить в первую очередь.

Художники часто обращались к известному и распространённому в карикатуре приему изображать врага не человеком, а например пауком, волком или гориллой, тем самым подчеркивая зверство фашизма. Иногда изображали врага как некое мифологическое существо. Например, придуманный художниками "Крыслинг" - существо с телом крысы и головой человека. Это, судя по всему, их вожак. Назовём его Крыслер.

Во время Нюрнбергского процесса Кукрыниксы каждый день работали в зале суда. Рисунки отправлялись в Москву, чтобы наутро они вышли в очередном номере газеты.

"Они сидели довольно далеко, ближе пересесть не получалось, и они пользовались биноклями, - рассказывает куратор выставки Александра Салиенко. - Эти персонажи, которых они раньше изображали, разглядывая их на фото и на хрониках, они делали на них шаржи. Это очень злые, едкие шаржи на врага, на преступника".

После очередного заседания художники Куприянов, Крылов и Соколов отправлялись в город и продолжали рисовать, создавать шаржи, уже совсем не едкие, а тонкие и даже светлые рисунки обычных людей, которые как и их соотечественники возвращались к мирной жизни.

Новости культуры