01.06.2015 | 11:18

Названы победители Международного конкурса молодых оперных режиссеров

Оперный режиссер – профессия довольно редкая. Поддержать тех, кто её выбрал, помогает проект, придуманный Дмитрием Бертманом, художественным руководителем столичного театра "Геликон-опера". Идея конкурса для начинающих оперных режиссеров родилась у него в 2013 году. Название "Нано-опера" означает, что в программе только короткие оперные сцены, на постановку которых отводится строго ограниченное время. Нынешние мастера оперной режиссуры считают, что их карьера развивалась бы иначе, если бы в молодости они могли рассчитывать на серьезную профессиональную критику. Такую, какую получили участники второго конкурса "Нано-опера". В пятницу, 29 мая, были подведены его итоги.

"Нано-опера" – это конкурс, аналогов которому в мире нет. Если обычно на конкурсе состязаются оперные певцы, то здесь - музыкальная борьба оперных режиссеров, заданные условия экстремальны. За 10 минут конкурсант на глазах зрителей и членов жюри должен был поставить арию, дуэт, за 15 минут - массовую сцену. Лучшие номера представлены на гала-концерте.

"Этот конкурс - школа для участников. Жюри и медиа-жюри, мы все наблюдали за чудом создания театра, вместе болели, анализировали, проверяли. Очень редко бывает возможность поговорить с коллегами о профессии", - поделился председатель жюри конкурса, художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман. 

Первая премия - у молодого режиссера Андрея Цветкова. Ему отдали свои симпатии и зрители, также он удостоен приза телеканала "Культура". Но для тех, кто решился принять участие в этом конкурсе, главное - даже не звание лауреата, а уникальная возможность показать свои возможности и свой талант членам жюри. Состав комиссии звездный - из Великобритании, Швеции, Испании, Германии, Эстонии, Латвии. Среди членов жюри - дирижер из Италии Дамиан Иорио.

"Для них это не легко. Десять минут - очень мало времени. Как они реагируют, это давление, это не легко. Это для них большой опыт", - отметил Дамиан Иорио.  

В составе жюри - знаменитый оперный режиссер Андрейс Жагарс. 17 лет он возглавлял Латвийскую национальную оперу. С 2012 года преподает в Российской институте театрального искусства. Признается, что, учитывая педагогический опыт, оценивать молодых режиссеров ему было непросто.

"У меня есть мастерская в ГИТИСе, - рассказал Андрейс Жагарс, - и свои студенты. Мне иногда приходилось себя заставлять быть не педагогом, который оценивает  по критериям, а членом жюри. Для меня это опыт и возможность общаться, высказать замечание. Важно, что члены жюри могут поделиться опытом и направить". 

На счету оперного режиссера из Эстонии Нееме Кунингаса – более ста постановок оперных спектаклей, мюзиклов, оперетт. Он работает с лучшими театрами России, Франции, Германии, Швеции. Но даже для таких именитых членов жюри конкурс стал творческой лабораторией.

"Это творческая лаборатория, - отметил Нееме Кунингас. - Мы делились своими мыслями о том, какие тренды в опере в Европе, в разных странах, какая эстетика". 

Нееме Кунингас признается, что сейчас он пишет оперный роман, и за время конкурса, первый тур которого проходил в Красноярске, а второй и третий в Москве, он собрал материал, который обязательно использует в своей книге.

Планы есть и у лауреатов конкурса. Они обещают поставить мировые премьеры и мечтают пригласить на них членов жюри конкурса.

Новости культуры