29.05.2015 | 15:09

90 лет со дня рождения художника Мая Митурича-Хлебникова

29 мая исполняется 90 лет со дня рождения художника Мая Митурича-Хлебникова. Работы мастера хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств. Он отдал дань всем жанрам, но наиболее ярко его дар раскрылся в книжной графике. В иллюстрации Май Митурич работал так же, как его дядя, знаменитый футурист Велимир Хлебников, в поэзии – легко и артистично творил собственную Вселенную. 

Звери, птицы, природа. Иллюстрации к детским книжкам, нарисованные Маем Митуричем, просто и понятно, были, пожалуй, самыми любимыми у малышей и взрослых. На них выросло ни одно поколение. «Тараканище» и «Муха-Цокотуха» Чуковского, стихи Барто, Маршака, рассказы Бианки. Почти сто книг. Легкость линии, свободный мазок, неповторимый стиль делали его работы узнаваемыми.

«Помню, когда создавал "Одиссею", ему попалась бумага английская - 2000 листов, а в книге было 200 иллюстраций. Вот все эти 2000 листов ушло, и на каждую иллюстрацию он тратил 10 рисунков», - рассказывает художник Василий Власов.

Выбор профессии для Мая Митурича был предопределен судьбой. В семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой искусство стояло на первом месте. Немаловажно, что братом матери был сам Велимир Хлебников - значимая фигура русского футуризма. Выросший во время великих экспериментов, Митурич вспоминал о своем детстве, об удивительных людях и творческой атмосфере в доме.

Он рано начал зарабатывать. Во время войны, в 41-м, рыл противотанковые траншеи. Затем поступил трафаретчиком в плакатную мастерскую «ОКНА ТАСС». В 42-м добровольно вступил в ряды Красной Армии - был зачислен в агитбригаду фронтовым художником.

«На фронте он попал в бригаду художников, которая первой входила в завоеванные города, и они занимались тем, что называлось - наглядная агитация. Первая из ряда живописных работ - это пейзаж разрушенного Берлина в 45-м году», - рассказывает художник, дочь М. Митурича Вера Митурич-Хлебникова.

Жизненный уклад Май Митурич перенял от родителей. Зимой делал работы на заказ, летом писал для души. Много путешествовал. Любил природу и старался запечатлеть ее, когда все живое насыщалось ярким цветом и светом. Был увлечен японской каллиграфией, искусством цветной гравюры и, вообще, Японией. Там, в 83-м, вышли стотысячным тиражом «Японские народные сказки» с его иллюстрациями.

«Май Петрович не повторяет никого, абсолютно, он сам по себе. Его пригласили в Японию, потому что он органичный живописец, умеет рисовать одним пятном, одной линией, он чувствует форму. Там ничего нет лишнего», - отмечает профессор Московского университета печати имени Фёдорова Наталья Розанова.

Он работал в различных техниках - от живописи до литографии, и в разных жанрах - от портрета до пейзажа. О последнем Май Митурич говорил: «Пейзажей много, но хороших – мало». Рожденный в мае и названный Маем, он был призван рисовать светом и пробуждать в душе зрителя любовь.

К 90-летию со дня рождения Мая Митурича в нашем эфире был показан документальный фильм «Возраст души».

 

Новости культуры